Как сообщила на прошлой неделе заместитель министра финансов Татьяна Голикова, в ближайшие время завершится согласование основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы и документ будет внесен в правительство. Согласно проекту, налоговое законодательство претерпит ряд изменений, направленных на противодействие трансфертному ценообразованию. Трансфертные цены — это цены, по которым производится продажа товаров в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия или между подразделениями в разных странах. Возможность устанавливать эти цены ниже или выше рыночных позволяет компаниям перераспределять прибыль, выводить ее из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки сбыта за счет искусственного снижения цен на продукцию. Но основная цель внутрикорпоративного ценообразования — минимизация налогообложения.
В России налогообложение при трансфертном ценообразовании регулируется статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Согласно действующей редакции этих норм взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Например, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%.
Или если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Взаимозависимыми также признаются лица, которые состоят в брачных или родственных отношениях. При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях. Во-первых, между взаимозависимыми лицами. Во-вторых, по товарообменным операциям. В-третьих, при совершении внешнеторговых сделок. И, наконец, при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Когда цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20%в от рыночной цены, налоговики вправе вынести решение о доначислении налога и пени. Она рассчитывается таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен, отмечается в статье 40 Налогового кодекса.
Минфин предлагает внести ряд изменений в действующее налоговое законодательство, в том числе в части определения критериев взаимозависимости компаний. Новый критерий — аффилированность. Термин "взаимозависимость" предлагается также прописать законодательно. Это объясняется тем, что, как правило, большое количество крупных холдингов, включающих в себя множество компаний, построено с использованием сложных схем и отношений собственности. В связи с этим, поясняется в материалах, помимо закрытого перечня случаев взаимной зависимости, предлагается ввести в законодательство порядок определения долей и косвенного участия одной организации в этих целях.
Также будет установлен закрытый перечень контролируемых сделок, цена которых в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами. Как поясняется в документе, речь идет в первую очередь о сделках между взаимозависимыми лицами. Кроме того, предполагается отказаться от такого основания контроля за ценами сделок, как колебания цен в зависимости от контрагента и времени заключения сделки.
Минфин предлагает ввести специальное декларирование контролируемых сделок и требования к перечню документов налогоплательщиков, обосновывающих применение ими трансфертных цен в сделках с взаимозависимыми лицами. Планируется предусмотреть в Налоговом кодексе обязанность организаций, совершающих контролируемые сделки, уведомлять о фактах таких сделок и их основных параметров налоговые органы.
Кроме того, возможно введение института предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками, заключающими контролируемые сделки, и налоговыми органами. В случае полного выполнения условий таких соглашений цена сделки в целях налогообложения будет признаваться рыночной без дополнительных оценок. Помимо этого, планируется введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен, а также принципов их применения.
Все эти изменения вступят в действие в 2008-2010 годах.
Кроме того, отмечается в документе, в целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятного инвестиционного климата, предлагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами. В этих целях также предложено ввести институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций по аналогу с подобными механизмами в развитых странах.
С введением понятия консолидированного налогоплательщика устраняются проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием, применительно к ситуации внутри страны. "Иными словами, ситуация, когда аффилированные (дочерние) компании манипулируют ценами сделок, совершаемых между ними, с целью переноса дохода или расходов на компанию, которая декларирует наилучший результат с точки зрения налогов среди всех компаний группы, будет пресечена", — подчеркивается в документе.
Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит", отмечает, что законодательство, действующее в настоящее время, уже содержит в себе механизмы борьбы с трансфертным ценообразованием, в частности, право налоговых органов корректировать для целей налогообложения цены в случае, если они отклоняются от рыночных более чем на 20%.
С одной стороны, в современных условиях подобное колебание весьма существенно и позволяет при необходимости перераспределять налоговое бремя между компаниями. Поэтому введение понятия "консолидированный налогоплательщик" повысит налоги на указанные компании. С другой стороны, в розничном бизнесе и у многих дилерских компаний колебания могут быть более существенными, и они связаны с маркетинговой стратегией, однако обосновать рыночный размер такой скидки весьма затруднительно или дорогостояще (зачастую необходимо заказывать маркетинговые исследования для обоснования скидок).
Поскольку указанные маркетинговые скидки не связаны с трансфертным ценообразованием, им будет выгоднее замена нынешней методики корректировки цен в случае ее колебания (даже при сделках с независимыми лицами) на налогообложение консолидированного налогоплательщика, поскольку таковым они не являются.
Что касается механизма предварительного согласования с налоговиками цен, то здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, это позволяет избежать неприятных сюрпризов, когда налоговики могут пересчитать налоги за предыдущие периоды, поскольку с ценами они уже согласились. С другой стороны, есть риски злоупотреблений, связанных с согласованием недостоверных данных.
В Комитете РСПП по бюджетной и налоговой политике отмечают, что правила контроля за ценами в условиях рыночной экономики не эффективны для борьбы с криминальным уклонением от налогов. Интервал рыночных цен достаточно широк для перемещения налогооблагаемой прибыли между юридическими лицами — именно по этой причине контроль за ценами на международном уровне признается неэффективным. Предлагаемый механизм контроля является высокозатратным и для бизнеса, и для государства.
Бизнес вынужден будет предоставлять огромный массив информации в отношении контролируемых сделок и обосновывать применяемые цены, а налоговые органы, неспособные сегодня эффективно применить положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ, столкнутся с еще более сложным механизмом контроля. На практике это приведет к предъявлению необоснованных претензий к законопослушному налогоплательщику, росту количества обращений в арбитражные суды и к издержкам бюджета, связанным с усложнением администрирования неэффективной системы.
По мнению комитета РСПП, принятие концепции законопроекта означает, во-первых, расширение перечня оснований для оспаривания налоговых последствий совершенных сделок. Во-вторых, упрощение механизма доначисления налогов, штрафов и пени по контролируемым сделкам. В-третьих, перекладывание бремени доказывания обоснованности примененных цен на налогоплательщика. В-четвертых, рост издержек налогоплательщика при предоставлении подтверждающих документов.