В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается обязать обанкротившуюся компанию уплачивать налоги даже во время процедуры конкурсного производства. Требования государства станут первоочередными перед остальными кредиторами, шансы которых вернуть долги могут резко снизиться, предупреждают эксперты. Автор поправок в закон "О несостоятельности (банкротстве)" зампредседателя думского комитета по экономической политике Алексей Лихачев уверен, что после принятия разработанного им законопроекта преднамеренно банкротить предприятие станет невыгодно.
Сейчас некоторые предприятия специально инициируют процедуру банкротства, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку — ведь на стадии конкурсного производства компания уже не платит налогов, связанных с ее текущей деятельностью. "Компания переводит свои ценные активы на другое юридическое лицо, оставляя только то, что не жалко отдать, и начинает наращивать кредиторскую задолженность, чтобы в последующем объявить себя банкротом", — рассказывает адвокат "Объединенных консультантов ФДП" Елена Яцева.
Впрочем, поправки направлены и на защиту интересов юридических лиц, которым фирма-банкрот должна деньги. Чтобы ускорить выполнение требований кредиторов, Лихачев предлагает привлекать независимых оценщиков только для оценки имущества стоимостью более 100 тыс. руб. По его мнению, это позволит сэкономить на расходах на конкурсное производство.
Кроме этого, документ содержит норму, которая ограничивает 18 месяцами срок процедуры конкурсного производства. Также в законопроекте говорится, что для прекращения процедуры банкротства должник обязан уплатить не только основной долг, но также штрафы и пени, которые были начислены за этот период.
По словам Натальи Мертвищевой, это защитит интересы кредиторов, так как должники обязаны платить штрафы за несвоевременное исполнение своих обязательств.
Эксперты считают: не стоит рассчитывать на то, что законопроект сможет решить проблему преднамеренного банкротства. "Если законодатели хотят сократить число преднамеренных банкротств, надо вносить поправки в Уголовный кодекс, который предусматривает ответственность за этот вид преступления (вплоть до лишения свободы на срок до шести лет), но на практике эта норма почему-то не работает",- считает партнер московскойколлегии адвокатов "ФБКправо" Петр Достовалов.
Норма, устанавливающая предельный срок конкурсного производства, не будет работать на практике — ведь зачастую арбитражному управляющему необходимо время для формирования конкурсной массы, отмечает Наталья Мертвищева. В законопроект необходимо внести изменение, которое закрепит обязанность выявлять признаки преднамеренных банкротств (они предусмотрены постановлением правительства) за каким-нибудь органом исполнительной власти. Ранее этим занималась Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО).