Сегодня в России можно купить и продать почти все. Однако такое направление, как "продажа и покупка бизнеса", многих потенциальных покупателей и продавцов ставит в тупик. Причина кроется в том, что подобная процедура кажется слишком сложной, поскольку продажа бизнеса во многом отличается от продажи каких-либо других товаров и услуг. Продажа готового дела — это один из способов для некоторых компаний выйти из бизнеса. Кроме такого способа, можно также закрыть компанию и распродать активы по ликвидационной стоимости или передать предприятие в управление наемному менеджменту.
С этой точки зрения продажа готового бизнеса — это наиболее выгодное решение для успешной компании. В таком случае активы продаются по справедливой цене, к тому же велика вероятность получить премию за действующий бизнес, которая может превосходить стоимость имеющихся активов в разы. Еще одним плюсом является то, что бизнес обретает нового владельца, который наверняка постарается "оживить" компанию, так как зачастую покупатель берет на себя роль преемника и будет стремиться к дальнейшему росту и процветанию компании.
Существует несколько основных причин выставления готового бизнеса на продажу. Обычно это попытка ликвидировать убыточные направления бизнеса, появление более привлекательных объектов для инвестирования, срочная потребность в деньгах (для возврата заемных средств или по личным мотивам), усталость от дел, достижение пенсионного возраста либо переезд на новое место жительства, например, за границу.
Обычно в роли покупателя выступают крупные корпорации или иностранные компании. В первом случае крупные корпорации стремятся за счет покупки бизнеса сделать очередной шаг на рынке. В случае с иностранными компаниями следует ждать полной реорганизации бизнеса, поскольку их мало интересуют достижения компании, но важны ресурсы и имеющаяся инфраструктура. Бывает, что покупателем бизнеса бывает конкурент компании. В таком случае покупатель расширяет собственный бизнес за счет приобретенной компании и избавляется от конкурента.
В 2006 году был замечен рост отечественного рынка купли-продажи малых и средних предприятий (как правило, именно они выставляются на продажу). На это повлияли три фактора: рост предложений по продаже бизнеса, снижение рисков вложения денег в средние и малые предприятия, большая информированность предпринимателей за счет появления сайтов, которые специализируются именно на продаже бизнеса. Регулярный мониторинг информации по продажам готового бизнеса позволяет отследить момент, когда совершение сделки будет наиболее выгодным, сообщает газета «Новый город» (Сургут).