Угрожающим сюрпризом для подмосковных предпринимателей и бухгалтеров стала отмена в ноябре прошлого года областного закона о едином налоге на вмененный доход. "Московский бухгалтер" разобрался в ситуации. Вмененка будет. С 1 января в Подмосковье Закон от 24 ноября 2004 г. N 150/2004-03 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области" больше не существует. Такую революционную поправку внесли законодатели еще осенью. Но это не означает автоматический переход организаций и индивидуальных предпринимателей на основной режим налогообложения.
Еще год назад ЕНВД был передан в ведение муниципалитетов. В каждом подмосковном городе и районе с прошлого года уже действуют собственные нормативные правовые акты, утверждающие основные характеристики "вмененной" системы. Всего таких документов, как и муниципалитетов в области, — 71. Однако право устанавливать величину базовой доходности федеральные власти оставили за собой. Ее размер определяет Налоговый кодекс, и корректировки на уровне муниципалитетов не происходит.
В 1998 году, когда был введен единый налог на вмененный доход, его преподносили как инструмент развития предпринимательства и панацею облегчения жизни для малого бизнеса. Несомненно, проще каждый квартал платить фиксированную сумму, чем рассчитывать больше десятка налогов в бюджеты разных уровней. И ожидания в целом оправдались.
Наполнение местного бюджета оказывает немаловажное значение при определении муниципальными властями корректирующих коэффициентов К2 и перечня подпадающей под ЕНВД деятельности (п. 2 ст. 7 закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ). В частности, в 2006 году 90 процентов платежей по единому налогу на вмененный доход поступили в бюджеты городских округов Железнодорожный и Реутов, сообщила руководитель МИФНС N 20 по Московской области Маргарита Карпова.
Единый налог на вмененный доход — основная статья доходов муниципального бюджета, поэтому местные власти стараются выжать из него максимум, считает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства "ОПОРА России" Дина Крылова. «Всем известно о злоупотреблениях — в некоторых муниципалитетах завышены ставки. Но всех нельзя равнять под одну гребенку. Регулирование налогом передали на этот уровень именно потому, что местные власти лучше знают все проблемы малого бизнеса, видят, где доходность выше, где ниже. Они сами корректируют коэффициенты, так как располагают ресурсами для развития предпринимательства». Муниципалитеты могут на льготных условиях предоставлять в аренду фирмам объекты недвижимости и земельные участки. Помимо этого, районные и городские администрации выдают лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подытоживает Дина Крылова.
Более подробно о механизме регулирования ЕНВД на местном уровне рассказал председатель Совета депутатов г. Лобни Николай Гречишников. «Устанавливая ЕНВД для определения вида деятельности и значений корректирующих коэффициентов К2, мы руководствовались положениями главы 26.3 Налогового кодекса и подмосковным законодательством. Также следовали специальным методическим рекомендациям Минфина Московской области для муниципальных образований. Основной принцип — "не навреди", чтобы не ухудшить состояние малого бизнеса. Проект решения относительно ЕНВД на подготовительном этапе прошел согласование в Межрайонной ИФНС N 13 по Московской области и Торгово-промышленной палате г. Лобни. Экономическая служба городской администрации перед принятием решения проводила расчеты на основании выборочного анализа по зонам города», — сообщил Гречишников.
В отдельных городах для различных участков действуют свои коэффициенты. Например, Лобня в соответствии с кадастровой оценкой разделена на пять зон, отмечает Николай Гречишников. Депутат рассказал, что коэффициенты были введены в зависимости от места расположения предприятия, которое влияет на доходность бизнеса в том или ином районе.
Система налогообложения в виде ЕНВД очень удобна: она позволяет планировать налоговые расходы и является хорошим инструментом для защиты от налогового пресса. Конечно, если не будет таких резких перемен, как в 2005 году, считает Дина Крылова. Напомним, скачкообразное повышение базовой доходности на 50 процентов с 1 января 2005 года привело к тому, что налоговая нагрузка на плательщиков ЕНВД в Московской области резко возросла. У областных законодателей была возможность снизить корректирующие коэффициенты, сохранив для малого бизнеса щадящие ставки ЕНВД. Но этого не произошло, и для ряда предпринимателей ситуация ухудшилась. Местные власти надеются, что сейчас положение улучшится. Они стремились обеспечить плавный переход на "муниципальный ЕНВД".
«Все вопросы, связанные с единым налогом на вмененный доход, мы рассмотрели детально. Коррективы будем вносить только в связи с изменениями в федеральном или областном законодательстве. Советы депутатов не имеют права принимать в течение года решений, ухудшающих положение организаций, то есть об увеличении коэффициентов. Если до 30 декабря 2006 года мы такого документа не приняли, значит, в течение 2007 года положение плательщиков ЕНВД может только улучшиться. В феврале мы сможем подвести итоги финансового года. Но уже сейчас могу сказать, что по практике применения действующих документов со стороны предпринимателей жалоб не было», — рассказал Николай Гречишников.
Муниципалитеты получили право самостоятельно определять виды бытовых услуг, подпадающие под ЕНВД, и устанавливать размер коэффициента в пределах 0,005 до 1 включительно. В 2006 году в большинстве городов и районов области коэффициенты К2 не превышали утвержденных законом от 24 ноября 2004 г. N 150/2004-03. В некоторых городах коэффициенты были значительно меньше. Кстати, наиболее прибыльна непроизводственная сфера: торговля, общественное питание, услуги автосервиса. По этим видам деятельности по большинству муниципальных образований К2 равен 1. Напомним, что коэффициент-дефлятор для расчета единого налога на вмененный доход К1 в 2007 году равен 1,096 (приказ Минэкономразвития от 3 ноября 2006 г. N 359).