Правительство готовит на 2008-2009 годы смену приоритетов в налоговой политике и наступление на офшоры. Как следует из проекта "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы", Минфин планирует в течение четырех лет планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования. Проект позволяет сделать вывод о смене налоговых приоритетов Минфина. Краеугольный камень налоговой политики 2001-2006 годов – борьба за ставки отдельных налогов и способы их уплаты — уже отодвинут на второй план. ЕСН и тема "серых" зарплат в проекте вообще не упоминаются, а проблемы со сбором и возмещением НДС Минфин по-прежнему предлагает решать путем создания института регистрации плательщиков этого налога. Кроме того, прежний ориентир Минфина – ежегодное снижение налоговой нагрузки на 1% ВВП заменен на "отказ от увеличения номинального налогового бремени".
Повестка дня изменится радикально: центральное место в "Основных направлениях..." – борьба с использованием внешних и внутренних офшоров.
Главная идеологическая новация Минфина – ведомство предлагает рассматривать доход "контролируемой иностранной компании" (зарегистрированной в офшоре "дочки" российской компании) как прибыль российской материнской компании и, соответственно, облагать ее налогом в РФ.
Чтобы проследить связи российских компаний с офшорами, предлагается обязать их перечислять в налоговых декларациях данные о всех аффилированных иностранных фирмах с раскрытием доли владения.
Одновременно Минфин хочет иметь возможность признавать зарегистрированную в офшорной зоне компанию налоговым резидентом РФ – на том основании, что она контролируется и управляется из России. В этом случае офшору придется доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации.
Ввести новшества Минфин планирует в 2009 году – до этого ему придется провести нужные поправки в НК через Госдуму.
Впрочем, простой правки кодекса будет недостаточно. В "Основных направлениях..." Минфин заявляет о желании подписать договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров офшоров и расчета полученного ими дохода, "с определенными странами и территориями". Там же заявлено о намерении начать процесс пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, большинство из которых, по мнению чиновников, "не столь эффективны".
"Минфин не изобретает ничего нового и лишь копирует содержание действующих директив ЕС по налогообложению и норм законодательства США в этой сфере. Однако непонятно, как он собирается добиваться выполнения новаций на практике",– сказалЪ партнер компании GSL Law&Consulting Олег Полутаровский. По его мнению, повышение интереса Минфина к офшорам объясняется тем, что они – последний явный способ ухода от налогов.
Кроме внешних, намерен Минфин продолжить борьбу и с внутренними офшорами. Значительная часть документа посвящена применению внутрикорпоративных (трансфертных) цен. С их помощью, убеждены чиновники, крупные компании перемещают центры прибыли на фирмы-"однодневки" и в российские регионы с льготным налогообложением.
Чтобы прекратить эту практику, предлагается разрешить заключение предварительных соглашений о ценообразовании между ФНС и компаниями. Смысл нормы в том, что, если цена сделки будет заранее согласована с налоговиками, позже претензий к ней уже не возникнет.