В субботу поздно вечером бюджетный комитет Госдумы завершил работу по подготовке ко второму чтению правительственного законопроекта о реформе налогового администрирования.
Накануне крупнейшие российские бизнес-объединения РСПП, "ОПОРА" и "Деловая Россия" выступили с совместным заявлением, в котором указали, что "поправки в Налоговый кодекс фактически дезавуируют все договоренности, достигнутые с бизнес-сообществом ранее". По мнению бизнесменов, теперь налогоплательщики будут всецело зависеть от действий должностных лиц, получающих практически неограниченные полномочия в сфере налогового контроля.
В ответ депутаты заявляют, что опасения предпринимателей напрасны. Как сказал зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, "Налоговый кодекс в любом случае станет на порядок лучше того, что есть, так как поправки исключат возможность субъективного толкования налогового законодательства чиновниками и улучшат ситуацию для бизнеса".
Однако обещанной презумпции добросовестности налогоплательщика предприниматели, похоже, не получат. Минфин предложил внести в Налоговый кодекс понятие презумпции добросовестности в качестве чисто декларативной нормы, никак при этом его не расшифровывая. В ответ на это автор самой идеи презумпции Андрей Макаров попросил бюджетный комитет отклонить свою поправку, которая изначально объясняла, какой все-таки должна быть эта презумпция. По его мнению, появление в Налоговом кодексе никак не расшифрованного понятия "добросовестности" только ухудшит сложившуюся ситуацию и "узаконит произвол", когда и суды, и налоговые органы будут трактовать его в свою пользу.
Но основные претензии предпринимателей касаются отнюдь не презумпции добросовестности, а механизмов проведения налоговых проверок. Позицию бизнеса по этому вопросу в прошедший четверг сформулировал глава РСПП Александр Шохин, выступивший против увеличения сроков выездных проверок с 2 до 6 месяцев с возможностью их приостановления еще на 9 месяцев, а также против сохранения нынешней практики проведения камеральных налоговых проверок.
В субботу депутаты не стали пересматривать одобренные накануне поправки. Правда, им удалось отбить атаку налоговиков, предлагавших превратить так называемые встречные проверки в проверки всех и вся вплоть до обслуживающего персонала налогоплательщика. Был одобрен компромиссный вариант, устраивающий в том числе и предпринимателей.
"Безусловно, в предложенной редакции поправок в первую часть Налогового кодекса есть и положительные моменты. Но они полностью нивелируются целым рядом поправок, ухудшающих положение налогоплательщиков", — считает зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. По его словам, "поправки не снимают проблему возможности двойных трактовок НК и создают новые неопределенности, а значит, неизбежен вал обращений в арбитражные суды".
Неожиданным сюрпризом для налогоплательщиков (для некоторых со знаком "плюс", а для других со знаком "минус") могут стать поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налога на добавленную стоимость, которые депутаты решили "прицепить" к правительственному законопроекту о реформе налогового администрирования. Речь идет об увеличении налогового периода по НДС с месяца до квартала.
Для тех налогоплательщиков, кто никак не связан с возмещением НДС, это безусловное благо — отчетность надо сдавать реже, бумажной волокиты меньше, меньше и издержки. У экспортеров другой счет. Если сейчас они могут подавать в налоговую инспекцию документы на возврат НДС по истечении месяца, то теперь этот срок увеличивается как минимум в три раза. Так что их подобные нововведения вряд ли обрадуют.
В свою очередь, Высший арбитражный суд (ВАС) разрабатывает законопроект об увеличении размера государственной пошлины за рассмотрение исковых заявлений в судах. Об этом в пятницу в Совете Федерации заявил председатель ВАС Антон Иванов.
Не секрет, что многократным обжалованием злоупотребляют на практике в основном не предприниматели, а государственные органы. В частности, налоговики, обжалуя до последней инстанции порой заведомо проигрышные дела, ведь в отличие от налогоплательщиков платить госпошлину они не обязаны. Антон Иванов высказал мнение, что "все госорганы должны платить госпошлину".
Однако пока его идея на деле никак не реализуется. В рамках подготовки ко второму чтению правительственного законопроекта о реформе налогового администрирования депутаты предлагали обязать налоговиков платить госпошлину. Но в итоге от этой поправки решено было отказаться.
"Существование подобной льготы для налоговиков — это политика двойных стандартов. Это своего рода презумпция невиновности для госорганов", — считает зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. По его мнению, в случае увеличения госпошлины за рассмотрение исковых заявлений "за все придется заплатить бизнесу".