Департамент транспорта и связи Москвы разработал концепцию целевой среднесрочной городской программы по снижению влияния выбросов отработавших газов от автотранспорта на окружающую среду на 2008-2010 годы и проект постановления городского правительства "О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов топлива". Как пояснил во вторник на заседании комиссии по экологической политике Мосгордумы заместитель главы Департамента транспорта и связи Игорь Чурсин, предлагается с 2007 года в Москве ввести запрет на размещение автозаправочных станций (АЗС), проектом которых не предусмотрена заправка альтернативными топливами не нефтяного происхождения.
Кроме того, по его словам, для расширения применения в городе альтернативных видов моторного топлива планируется организовать производство и обеспечить поставку этого топлива для нужд городского транспорта, приступить к созданию заправочной инфраструктуры, автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива; планируется завершить разработку и внедрение высокотехнологичных топливных систем на автотранспорте под использование альтернативного топлива.
Также планируется перевести часть автопарка городских предприятий на использование альтернативного топлива, одновременно вводя требования по обеспечению со следующего года соответствия закупаемой или привлекаемой по городскому заказу автомобильной техники экологическим характеристикам не ниже "Евро-3" или использования альтернативного топлива.
Как рассказал Игорь Чурсин, в Москве из 842 АЗС, работающих в настоящее время, лишь 36 приспособлены для заправки автотранспорта газовыми видами топлива, в том числе 10 из них — по периметру МКАД. Они реализуют метан и пропан-бутан. 26 из этих заправок реализуют только пропан-бутан.
"Стационарные заправочные комплексы, реализующие диметиловый эфир, в городе отсутствуют", — сказал Игорь Чурсин.
По его словам, недостаточно развитая инфраструктура использования газовых видов моторного топлива приводит к тому, что оно не пользуется достаточной популярностью у автолюбителей и транспортных предприятий, а также тормозит внедрение диметилового эфира, который позволяет снизить в сравнении с использованием обычного дизельного топлива выброс твердых частиц на 100% и оксидов азота — в 2,5-3 раза.
По словам Игоря Чурсина, необходимо развивать также конкурентную среду в сфере производства диметилового эфира, чтобы его цена соответствовала реальной рыночной.
Так, уже к концу 2007 года планируется завершить создание производства диметилового эфира на площадке ОАО "Щекиноазот".
Игорь Чурсин отметил, что в Москве из более чем миллиона зарегистрированного автомобильного транспорта 250-260 тыс. — это грузовики.
"Грузовики, по нашим исследованиям, дают примерно половину всех выбросов автотранспорта в атмосферу города. Сосредоточившись лишь на грузовом транспорте, мы легче сможем добиться результата и улучшить экологическую обстановку в Москве", — сказал Игорь Чурсин.
В свою очередь на заседании замглавы столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Марина Вакула отметила, что пока диметиловый эфир в РФ официально не утвержден как топливо.
По словам Марины Вакулы, в ближайшие два года планируется утвердить его в таком статусе и стандартизировать.
Она отметила, что необходимо принять законодательные акты, стимулирующие перевод транспортных средств на альтернативные виды топлива. Кроме того, по словам замглавы Департамента природопользования, необходимо издать распорядительный документ городского правительства, чтобы стимулировать городских заказчиков переводить свои автомобили на использование газообразного топлива.