Достижением российского законодательства МЭРТ считает сокращение сроков госрегистрации предприятий и не намерено отказываться от этого. Однако, по мнению властей, есть возможность искоренить тенденцию регистрации фирм по поддельным паспортам и недействительным юридическим адресам. Для этого предлагается ввести в законодательство о госрегистрации ряд новых процедур, предусматривающих, в частности, возможность приостановления регистрации на 20 рабочих дней, а также обязательность опубликования в СМИ определенной информации. У бизнеса свой взгляд на эти предложения. В четверг, 15 февраля, в Московском деловом клубе «Собрание» состоялось заседание комитета ОПОРЫ РОССИИ по корпоративному праву и корпоративным финансам на тему «Об эффективности мер, предложенных Правительством РФ по борьбе с рейдерством и фирмами-однодневками». В ходе заседания состоялось обсуждение проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс, а также в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законопроект представил начальник отдела корпоративного законодательства департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Сергей Цыганков. Он отметил, что «действующий закон о госрегистрации стал значительным шагом вперед на пути либерализации экономики», однако правоприменительная практика свидетельствует о ряде проблем, решению которых и должны послужить предлагаемые изменения законодательства. С.Цыганков подчеркнул, что данный документ не имеет целью борьбу с фирмами-однодневками, а создает эффективные механизмы защиты прав предпринимателей.
«Мы считаем, что скорость регистрации фирм – это достижение законодательства, и мы не хотели бы отказываться от него», — заявил представитель МЭРТ. В то же время он отметил, что при этом нельзя допускать возможности нарушения законодательства, создания фиктивных компаний. Суть законопроекта, по словам С.Цыганкова, состоит в проверке действительности намерений субъекта, создающего новое юридическое лицо, а также намерений субъекта, предоставляющего свои помещения для получения предпринимателем юридического адреса. Например, для защиты прав и законных интересов собственников любых помещений, жилых и нежилых, предлагается ввести обязанность предоставлять нотариально заверенное согласие собственников помещений на использование адреса для местонахождения юридического лица. Повышению публичности деятельности компаний будет способствовать институт предварительной публикации в электронном средстве массовой информации изменений некоторых сведений фактического характера: местонахождения, наименования, организационно-правовой формы, уменьшения/увеличения уставного капитала. Также законопроектом уточняется перечень оснований для отказов в регистрации.
Наиболее спорным моментом, по словам С.Цыганкова, является введение института приостановления процедуры регистрации для проверки регистрирующим органом сведений фактического характера. Такая проверка требует приостановления госрегистрации как минимум на 20 рабочих дней. «В обсуждении с бизнес-сообществом мы хотели бы взвесить возможные недостатки такой проверки и сопоставить допустимость роста издержек для бизнеса с возможными положительными эффектами в области защиты прав третьих лиц и самих предпринимателей», — отметил представитель МЭРТ.
«Мы не хотим и не будем брать на себя правовую экспертизу документов, — заявила в ходе обсуждения законопроекта начальник отдела управления государственной регистрацией и учета юридических и физических лиц ФНС России Светлана Федченко. – Предлагаемые меры не средство борьбы с кем бы то ни было, но они позволят пресечь массовость использования недостоверных сведений при регистрации предприятий». Она пояснила, что орган госрегистрации будет проверять достоверность паспортных данных, заявленных при регистрации; действительность намерений физлиц участвовать в учреждении юридического лица, а также желание собственников помещений предоставлять их для регистрации юридического адреса. «Такие сведения фактического характера необходимо и возможно проверять», — подчеркнула С.Федченко. По ее словам, целью введения такой процедуры вовсе не является увеличение сроков регистрации: максимальный срок в 20 дней является действительно необходимым для проверки указанных сведений. «Если предприниматель при регистрации указывает недостоверные сведения, его нельзя пускать в правовое поле», — объяснила представитель ФНС необходимость данной нормы.
Однако бизнес-сообщество считает данную норму коррупциогенной. Дело в том, что у регистрирующих органов появится возможность выбора: какие-то компании будут регистрироваться беспрепятственно, процедура регистрации других будет приостанавливаться, высказала опасения предпринимателей член правления ОПОРЫ РОССИИ Дина Крылова.
Еще один спорный момент касается установления в законе обязательности предпринимателей публиковать в электронном СМИ определенную информацию до ее регистрации. Как пояснила С.Федченко, не позднее чем за 10 дней до официальной регистрации предприниматели будут должны опубликовать сведения, касающиеся изменения местонахождения, наименования, увеличения/уменьшения уставного капитала. Эта норма даст возможность предпринимателю опротестовать недостоверные сведения, поданные относительно его компании, считает представитель ФНС.
Предприниматели не согласились с необходимостью данной нормы. Так, председатель профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Георгий Комаров считает, что публикация каких-либо сведения возможна только после их регистрации, иначе недобросовестные компании смогут заявить о своих намерениях и не осуществить их. «Это существенное замечание», — отметила С.Федченко. Д.Крылова предложила как вариант одновременно вносить сведения на регистрацию и публиковать их. С.Федченко сказала, что в этом случае срок регистрации увеличится соответственно до десяти дней. Кроме того, высказывались и мнения, что введением данной нормы ответственность за отслеживание недостоверных сведений будет перекладываться с органа регистрации на предпринимателей. Однако в то же время звучало и одобрение введения этой нормы.
Вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин вообще считает рассматриваемый законопроект преждевременным. По его словам, следует дождаться разработки административного регламента регистрации юрлиц и ИП, в котором, по его мнению, все поднятые вопросы будут сняты.
По итогам обсуждения было решено обобщить поднятые на заседании вопросы и позже встретиться еще раз для более предметного обсуждения.