Уже более трех лет в России действует упрощенная система налогообложения, которая была создана специально для малых предприятий. Со временем она подверглась ряду изменений и будет корректироваться и дальше. О том, кому выгодно работать на УСН, а также какие изменения, возможно, ожидают этот режим, в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» рассказала председатель подкомитета по налоговому законодательству Комитета ГД по бюджету и налогам Наталья Бурыкина. Она напомнила, что по действующему законодательству (глава 26.2 части второй Налогового кодекса РФ) на упрощенной системе налогообложения имеют право работать предприятия, годовой доход которых не превышает 20 млн рублей, стоимость основных средств — 100 млн рублей, а численность работников – 100 человек. УСН предусматривает замену ряда налогов (НДС, налога на имущество, ЕСН и налога на прибыль) единым налогом. Кроме того, у предприятий появляется возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. При этом упрощенная система налогообложения предполагает два способа уплаты налогов: либо разница между доходами и расходами облагается налогом по ставке 15%, либо доход без вычета расходов облагается налогом в размере 6%. Последнее, отметила Н.Бурыкина, выгодно предприятиям, у которых небольшие расходы.
«Если предприятия оказывают какие-то услуги населению, а те, с кем они работают, не являются плательщиками косвенных налогов, в частности, НДС, им будет достаточно интересно перейти на более простой способ уплаты налоговых платежей», — отметила Н.Бурыкина. Так, по ее мнению, на УСН вполне могут работать предприятия сферы розничной торговли или бытового обслуживания. Если же в своей деятельности компания взаимодействует с фирмами-плательщиками НДС, то применение УСН может поставить ее в невыгодные условия по сравнению с конкурентами, применяющими общую систему налогообложения. При покупке товаров или услуг у предприятия на УСН компания-плательщик налога на добавленную стоимость не сможет принять НДС к вычету. «Каждое предприятие малого бизнеса должно само определяться, для кого оно работает, кому оно оказывает услуги или продает товары, и в зависимости от этого решать, как ему выгоднее работать: с общей системой налогообложения или же с УСН», — подчеркнула Н.Бурыкина.
Если предприятие решило работать на УСН, то ему достаточно подать с 1 октября по 30 ноября заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации, и он начнет работать на «упрощенке» с 1 января будущего года. «То есть в данном случае применяется не разрешительный, а уведомительный порядок», — пояснила Н.Бурыкина. При этом, добавила она, есть ряд действий, которые должен совершить налогоплательщик. Например, если до перехода на УСН он был плательщиком НДС, то часть этого налога, которую он успел взять к вычету, он будет вынужден вернуть.
При этом для работы на УСН установлено четкое ограничение. Если доход предприятия за три квартала превысили 15 млн рублей, то оно будет вынуждено вернуться на общую систему налогообложения с пересчетом соответствующих налогов. «То есть надо планировать ту выручку, которую предприятие получает по результатам своей деятельности», — отметила Н.Бурыкина. Кроме того, она сообщила, что в настоящее время Думой рассматривается законопроект, вносящий поправки в НК в части дополнения критерия дохода предприятия рядом других, превышение которых также повлечет за собой возврат на общую систему налогообложения.
Предприниматель может и сам решить, что ему невыгодно работать на УСН, и вернуться на общий режим налогообложения. Как отметила Н.Бурыкина, «никаких специальных ограничений по переходу предпринимателей на упрощенную систему налогообложения и обратно нет: они каждый год могут менять систему налогообложения». Ограничением будет лишь их собственная финансовая выгода: если предприниматель решит вернуться с УСН на общий режим налогообложения в середине отчетного периода, он будет вынужден доплатить все налоги, которых не было на УСН. «У него возникнет задержка каких-то платежей, он заплатит штрафы, пени и неустойки за несвоевременную уплату налогов», — пояснила Н.Бурыкина. Если же он решит уйти с «упрощенки» с нового календарного года, то ему также достаточно подать об этом заявление.
По словам депутата, особых проблем у малых предприятий, работающих на УСН и представляющих собой простые формы хозяйствования, нет. Все проблемы начинаются в тот момент, когда у компании начинает расти выручка и превышает установленный критерий доходов. В этом случае, отметила Н.Бурыкина, «ограничение в 20 млн рублей является сдерживающим фактором». По ее словам, предприниматель должен сам решить, как он намерен развивать свой бизнес: хочет ли он всю жизнь работать как малый предприниматель или намерен расти. В первом случае ему вполне подойдет УСН, во втором он должен сам просчитать для себя наиболее выгодный вариант. «То есть встает вопрос планирования развития собственного бизнеса», — отметила Н.Бурыкина.
Она сообщила, что в настоящее время вопрос повышения планки доходности предприятия, которая дает ему право работать на УСН, является дискуссионным. «Есть предложения поднять ее и до 50, и до 70, и до 100 млн рублей. Я убеждена, что если мы пойдем по этому пути, то мы должны сделать планки доходов дифференцированными для различных видов деятельности», — заявила Н.Бурыкина. Так, по ее словам, для производственных компаний планка доходов может быть на уровне 100 млн рублей, а для торговли достаточно 20 млн рублей. При этом депутат подчеркнула важность проведения большой статистической работы, которая позволила бы четко определить эту планку для всех видов малого предпринимательства. «А такой серьезной статистикой никто не занимается, поэтому определения планки – это вещи вкусовые. Не думаю, что под ними есть какая-то серьезная научная и статистическая база», — добавила Н.Бурыкина. При этом, по ее мнению, если будет проведена необходимая работа и планка доходности будет диверсифицирована, отпадет необходимость существования другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход. Предложения же по простому повышению планки доходности Н.Бурыкина считает нерациональными, так как в этом случае «мы обезличиваем малый бизнес, так как рентабельность в разных отраслях разная, а мы таким единым показателем всех выровняли».
Таким образом, одно из направлений законодательной работы в сфере реформирования УСН связано с корректировкой планки дохода, дающей право работать на этой системе. Еще одно направление работы в данной области, по словам Н.Бурыкиной, связано с предоставлением предприятиям, работающим на УСН, права платить НДС. В этом случае бизнес, оставаясь на упрощенной системе налогообложения, сможет сам решить, выгодно ли ему будет платить налог на добавленную стоимость и тем самым привлечь клиентов-плательщиков НДС.
Кроме того, обсуждаются в настоящее время и предложения налоговых инспекций по ужесточению критериев перехода малых предприятий на УСН. Дело в том, пояснила Н.Бурыкина, что налоговые инспекции, выполняя свою основную фискальную функцию, видят в большом количестве предприятий, перешедших на УСН, угрозу недостаточному обеспечению бюджетов всех уровней. «Налоговые волнуются, что слишком много развелось малых предприятий, которые используют упрощенную систему налогообложения, поэтому, по их мнению, нужно ввести дополнительные ограничения, чтобы не все малые предприятия могли по собственному выбору применять УСН», — пояснила депутат. Однако эти предложения пока находятся на уровне обсуждений, таких законопроектов в Думу не поступало, добавила она.
В целом, отметила Н.Бурыкина, подводя итог беседе, «выгода перехода на упрощенную систему налогообложения должна просчитываться самим малым предприятием».