«Как повысить минимальный размер оплаты труда?» — под таким названием в среду, 7 февраля, в РИА «Новости» прошел круглый стол с участием представителей трех заинтересованных в решении этого вопроса сторон – представителей правительства, бизнеса и профсоюзов. Главный вывод дискуссии – установление МРОТ на уровне субъекта федерации должно проходить лишь по согласованному решению работодателей, профсоюзов и властей региона.Поводом для проведения круглого стола стало предстоящее в ближайшее время рассмотрение в ГД РФ проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ». Законопроектом предусматривается поэтапное повышение к 2008 году МРОТ на федеральном уровне в 3-4 раза выше нынешнего и вывод его на уровень прожиточного минимума, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Проект предусматривает также введение коммерческого МРОТ, определять который будут регионы самостоятельно.
Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов назвал установление МРОТ на уровне прожиточного минимума нормальным государственным механизмом регулирования развитых экономик. При существующем уровне развития экономики и корпоративной системы в России он считает процесс повышения МРОТ правильным. По его мнению, рост зарплат не существенно влияет на инфляционные процессы, так как основу для роста инфляции в России составляет "инфляция издержек". «Поэтому основной способ борьбы с инфляций – это развитие свободного полноценного рынка», — считает Б.Титов.
Касаясь установления регионального уровня МРОТ, он отметил, что это также важный шаг вперед и поэтому ДР намерена его поддерживать. Но при этом общественная организация не согласна с предложенным механизмом установления МРОТ — в регионах решать эту проблему должны местные законодатели. Б.Титов сообщил, что ДР будет настаивать, чтобы на региональном уровне размер МРОТ устанавливался совместно с бизнесом и профсоюзными организациями на местах. «Верхняя планка МРОТ должна задаваться с учетом интересов бизнеса. В случае ее завышения в регионе бизнес на этой территории не будет развиваться и не будет инвестировать в производство. Поэтому если этим сложным процессом настройки будет заниматься только власть, ничего хорошего не получится», — заключил Б. Титов. Он также высказался категорически против еще одного положения законопроекта, предусматривающего чрезмерное усиление ответственности бизнеса за выплату зарплаты ниже МРОТ.
Глава "Деловой России" напомнил, что многие бизнесмены заинтересованы в выводе зарплат из тени. Однако для низкорентабельного бизнеса, по его мнению, занятого в машиностроении, АПК и легкой промышленности, выход из тени равносилен разорению, особенно с учетом существующей налоговой нагрузки и незащищенности бизнеса со стороны государства от конкуренции с мировыми игроками на рынке.
Председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев сообщил, что позиция КСОРР полностью совпадает с позицией "Деловой России". КСОРР также настаивает на том, чтобы региональные МРОТ устанавливались на основании соглашений между тремя сторонами – местной властью, бизнесом и профсоюзами. Он пояснил, что все предприятия региона обязаны выплачивать зарплату не ниже установленного МРОТ независимо от успешности предприятия. По мнению О. Еремеева, в условиях предвыборного популизма местные законодатели могут завысить планку МРОТ в угоду избирателям и таким образом аннулировать существующие межотраслевые соглашения.
Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков напомнил, что выполнение условия, при котором МРОТ должен быть не ниже прожиточного уровня в стране, должно быть узаконено на федеральном уровне. По его словам, в конце 2008 года МРОТ должен составить 4300 рублей. До момента пока МРОТ не будет выведен на уровень прожиточного минимума, регионы получат право устанавливать свои МРОТ, но не ниже федерального уровня. Новый законопроект устанавливает такую возможность для них. При этом необходимо учитывать, что в каждом конкретном регионе минимальный прожиточный уровень существенно разнится.
Директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов отметил, что вопрос определения МРОТ – сложный системный вопрос. В частности, правительству так и не удалось прийти к консенсусу по темпам повышения уровня оплаты труда. Он объяснил, что повышение уровня заработной платы – серьезный рычаг влияния на макроэкономику. Так, по данным министерства, если установить на сегодняшний день уровень заработной платы свыше 2500 рублей, то 46% российских предприятий сферы АПК окажутся не в состоянии платить подобные зарплаты. Не лучше обстоят дела в бюджетной сфере – 25% работников сферы образования получают зарплату ниже указанного уровня. И для многих предприятий, работающих в рыночной экономике, такой подход будет разорителен. Например, в гостиничном и ресторанном бизнесе только 13% работников поучают зарплату выше МРОТ. «Поэтому подобные решения требуют от государства сбалансированного подхода при повышении заработной платы и определении уровня МРОТ, прежде всего, чтобы не пострадал бизнес», — заключил представитель Минздравсоцразвития.
Он пояснил, что больше всего пострадают малорентабельные предприятия, работающие по белым схемам. Особенно при условии существования черного или серого рынка труда с использованием мигрантов. Впрочем, он напомнил, что активизация участия государства в регулировании этой сферы привела к росту оплаты труда на рынках. Так, если полгода назад час работы на рынке стоил 200 руб., то теперь оплата составляет 500 руб.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», по каким критериям должен определяться МРОТ и как это повлияет на малый агробизнес, А. Сафонов ответил, что это еще одна очень серьезная тема для рассмотрения. По его мнению, уровень МРОТ нужно рассчитывать с учетом сложившейся экономической ситуации на предприятиях региона. В частности, на предприятиях легкой промышленности и АПК. По его мнению, существует несправедливая конкуренция между российскими работодателями в легкой промышленности и китайскими подпольными цехами, где в течение более 5 лет вообще не платят налоги в казну РФ. Кроме того, процесс определения МРОТ должен быть увязан с реализацией нацпроектов на местах, т.к. они позволили повысить доходы бюджетников, занятых в сфере образования и здравоохранения. "Государство не опасается повышать МРОТ, но частный бизнес может оказаться на грани разорения. Поэтому повышение МРОТ требует комплексного подхода и повышать его нужно постепенно",- завил А. Сафонов.
Б. Титов согласился, что необходимы разные планки определения МРОТ в каждом конкретном регионе. «Зарплата в 2 тыс. рублей для Читы и Москвы – это абсолютно разные деньги», — заверил он. И предложил, поскольку закон не запрещает, устанавливать МРОТ для регионов с учетом отраслевых коэффициентов.
О. Еремеев со своей стороны отметил, что в идеале МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму в конкретном регионе. «Но чтобы просчитать этот минимум, нужна унифицированная для российских территорий система подсчета прожиточного уровня. Пока ее нет», — заключил он.