Высший арбитражный суд опубликовал вчера проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, существенно меняющих порядок движения дел по инстанциям. Проект повышает роль апелляционной инстанции, которая для некрупных дел станет последней. Опубликованный вчера законопроект, разработанный Высшим арбитражным судом (ВАС), призван решить наиболее сложные проблемы арбитражного процесса и, по сути, завершить реформу арбитражных судов. Основное внимание документ уделяет роли апелляционной инстанции.
До 2004 года самостоятельных апелляционных судов не существовало – апелляционные коллегии существовали под одной крышей с судами первой инстанции, подчиняясь единому руководству. Это приводило к тому, что судьи апелляционных коллегий почти автоматически подтверждали решения своих коллег, а участники споров стремились обращаться сразу в кассационную инстанцию. Сейчас создание самостоятельных апелляционных судов, которых в России должно быть 20, почти завершено, однако многие адвокаты по-прежнему считают апелляцию "лишней" инстанцией.
Статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту, показывает, что около 36% дел попадают сразу в кассационную инстанцию, минуя апелляционные суды.
Законопроект ВАС призван эту практику изменить, запретив "перепрыгивать" через инстанции.
Одновременно проект сокращает круг дел, по которым можно будет подавать кассационные жалобы. Так, для дел о взыскании убытков или неустойки на сумму до 200 тыс. руб., взыскании административного штрафа до 100 тыс. руб. апелляция станет высшей инстанцией. Обратиться по таким делам в кассацию можно будет лишь в исключительных случаях.
Апелляционная инстанция появится и в самом ВАС, что должно решить давнюю проблему. Арбитражный процессуальный кодекс предписывает ВАС самому рассматривать часть дел по первой инстанции, например, экономические споры между РФ и ее субъектами. Это хоть и редкие, но очень крупные и известные дела, такие как оспаривание итогов приватизации.
"Необходимость создания системы обжалования решений суда первой инстанции ВАС очевидна, поскольку ее отсутствие умаляет право сторон на судебную защиту",– считает адвокат коллегии "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Ращевский.
Создание апелляции внутри ВАС, впрочем, создает структурную проблему: в пояснительной записке к законопроекту сказано, что роль апелляционной инстанции будет играть президиум ВАС. "Если президиум ВАС будет рассматривать дело как апелляционная инстанция, то кто тогда будет рассматривать это же дело в порядке надзора?" – удивляется старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Игорь Серебряков.
Не менее серьезные вопросы могут вызвать и другие изменения, предлагаемые ВАС. Законопроект меняет порядок вступления в силу решений суда: это будет происходить после прохождения не апелляционной инстанции, как сейчас, а кассационной, последней инстанции для большинства дел. На практике это означает увеличение на два-три месяца срока, когда исполнить вынесенное решение будет нельзя.
Компенсировать задержку исполнения решений проект предлагает путем предварительного исполнения, предполагающего внесение денежной суммы, подлежащей уплате, на депозит суда после прохождения апелляционной инстанции.