Как стало известно РБК daily, уже в марте в правительство поступит законопроект, который существенным образом изменит порядок государственной регистрации юридических лиц. Разработчики законопроекта считают, что он нацелен не только на борьбу с рейдерами, но и с недобросовестными владельцами предприятий. По мнению корпоративных юристов, эффективность мер по сокращению махинаций с подложными документами зависит от объема полномочий, которыми будут наделены сотрудники регистрирующего органа, осуществляющие проверку достоверности представленных сведений. По действующему закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий», регистрация юридического лица, а также внесение изменений, связанных со сменой его учредителей или руководителей, производится Федеральной налоговой службой (ФНС) в течение пяти дней с момента подачи документов. Отказ в регистрации допускается всего в нескольких случаях, например, из-за непредставления всех документов, которые перечислены в этом законе. Регистрация документов производится автоматически, без проверки их подлинности. Предоставив в органы ФНС подложные решения о смене владельцев и руководителей компаний, мошенники через пять дней могут получить подлинную выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. С этой выпиской рейдеры обращаются в суд и добиваются признания их добросовестными владельцами и топ-менеджерами чужой компании.
По словам источника в правительстве, действительно сейчас учредителями предприятия могут быть лица, которые об этом и не знают. «В других случаях закон позволяет недобросовестным предпринимателям менять местонахождение своих предприятий и тем самым уходить от кредиторов и налоговых органов».
В этой связи предлагается увеличить срок рассмотрения документов, поданных на регистрацию в органы ФНС. В частности, до 30 дней увеличивается срок рассмотрения документов в том случае, если меняется наименование предприятия, его местонахождение и размер уставного капитала. Кроме того, регулятор сможет сам решать, сколько дней ему рассматривать документы, связанные с созданием предприятия, сменой его руководства, учредителей, держателей реестра. То есть в случае возникновения сомнений ФНС может спустя пять рабочих дней, отведенных на проверку по закону, приостановить регистрацию и взять дополнительно до 20 дней на более детальную проверку.
По словам источника в правительстве, с целью проверки достоверности документов, представляемых в ФНС, может быть создана специальная база данных по существующим адресам, поскольку иногда в качестве юридического адреса предприятия указывается несуществующий адрес, например «Пушкинская площадь, 12». «Дополнительно будет направляться запрос в компетентные органы с целью подтверждения других сведений, — уточнил он. — При этом по-прежнему регистратор не будет проводить никакой юридической экспертизы документов». Вдобавок предлагается выделение из федерального бюджета денег на поддержку публичного сайта, где будет размещаться информация о госрегистрации предприятий.
Председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и Партнеры» Валерий Тутыхин предлагает обязать органы ФНС направлять почтовые сообщения на юридический адрес конкретных предприятий в случае представления на регистрацию документов, связанных с изменением в составе учредителей и руководства. «Эта мера позволит законным владельцам предприятий оперативно отреагировать, если документы поданы мошенниками», — отметил Валерий Тутыхин.
«Одним из самых спорных нововведений является положение о приостановлении государственной регистрации, — сказал начальник отдела регистрационных услуг юридической фирмы «Частное право» Андрей Кривушин. — С одной стороны, приостановление позволит многим организациям избежать отказа в регистрации, например, в случаях мелких ошибок, возникших при заполнении документов. Сейчас в таких случаях организации вынуждены подавать документы вновь. Но с другой стороны, это, несомненно, затянет и так не быстрый процесс государственной регистрации». При этом, по мнению Андрея Кривушина, эффективность мер по сокращению махинаций с подложными документами во многом будет зависеть от объема полномочий, которыми законодатель наделит сотрудников регистрирующего органа, осуществляющих проверку достоверности представленных сведений.