Действующая в России модель налогового администрирования устарела, требуется пересмотреть ее в интересах бизнеса. Причем оперативность в решении этой проблемы во многом зависит от способности представителей бизнеса всех уровней выработать консолидированную позицию по налоговой реформе. При этом самый сложный для согласования вопрос – отказ от НДС в пользу НСП. Если представители малого и среднего бизнеса единодушно поддерживают подобное предложение, то представители крупного, особенно сырьевого бизнеса, выказывают сомнение в его эффективности. Такой вывод можно сделать по итогам прошедшего вчера в РИА «Новости» круглого стола на тему «Выработка единой позиции бизнеса в отношении налоговой реформы».
В своем выступлении глава Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович отметил назревшую необходимость выработки единой позиции бизнеса по ключевым вопросам налоговой системы. По его мнению, ранее выбранная модель налоговой системы была хороша на период с 2001 по 2005гг., но на следующие пять лет такая модель не отвечает экономическому развитию РФ. Ситуация осложняется тем, что отсутствует единая позиция Правительства РФ по вопросу совершенствования налогового администрирования, и, в частности, по ключевому бюджетообразующему налогу – НДС. «В условиях перехода на трехлетнее бюджетное планирование ключевой задачей становится определение контуров новой налоговой политики», — подчеркнул А. Дворкович. В противном случае будет зафиксирована прежняя налоговая политика на ближайшие три года.
По мнению А. Дворковича, сложившаяся ситуация с собираемостью налога на добавленную стоимость (НДС) и единого социального налога (ЕСН), «нетерпима», и предлагаемые меры по совершенствованию администрирования НДС его не улучшат. При этом с учетом динамики развития российской экономики этот налог будет терять свою роль как основной в формировании бюджета, а проблемы с его администрированием будут только возрастать. Особенно в силу увеличения в ВВП инвестиционной составляющей и с ростом экспорта более сложного, чем простой экспорт сырья. Как считает А.Дворкович, проблемы, связанные с этим налогом, будут лишь возрастать по мере увеличения объемов экспорта и инвестиционной активности. Он еще раз подтвердил свою позицию, согласно которой данный налог следует заменить налогом с продаж. По его оценкам потери от смены этого налога составят не более 1% от ВВП на первоначальном этапе, что сопоставимо с потерями, которые несет бюджет из-за низкой собираемости НДС. Впрочем, он отмечает что все эти потери будут впоследствии компенсированы за счет дальнейшего роста промышленного сектора и сектора сферы услуг.
Касаясь ЕСН, А.Дворкович отметил, что бремя налоговой нагрузки на бизнес по данному налогу «непозволительно высоко, особенно для тех сфер экономической деятельности, которые должны развиваться наиболее быстрыми темпами. Речь идет об интеллектуальных услугах и бизнесе, в котором высока доля интеллектуального труда».
Между тем, по мнению А. Дворковича, это именно те направления, на которых Россия может и должна конкурировать на мировом рынке. По мнению эксперта, существующая модель взимания ЕСН не позволяет также развиваться таким секторам добровольного страхования, как медицинский, социальный и пенсионный.
В заключении А. Дворкович еще раз подчеркнул необходимость выработки единой позиции бизнеса по вопросу реформирования НДС и ЕСН. По его мнению, именно на фоне предложений бизнеса должна быть продолжена дискуссия в правительстве, которое в итоге станет инициатором налоговой реформы с внесением соответствующих предложений на рассмотрение в ГД РФ в весеннюю сессию следующего года.
На заседании отмечалось, что Координационный совет предпринимательских союзов России (КСПСР), в который входят такие предпринимательские организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», считает, что налоговая реформа, проводимая в РФ, не привела к снижению общей налоговой нагрузки, которая в настоящее время составляет 50-55% от доходов предприятий. КСПСР предлагает скорректировать проведение налоговой реформы по следующим направлениям:
- перейти от фискально-ориентированной налоговой системы к активному использованию ее стимулирующей и регулирующей функций для ускорения экономического роста страны, для российских предприятий и иностранных инвесторов налоговая система России должна быть более конкурентоспособной по сравнению с другими странами;
- провести необходимые исследования и расчеты для обоснования перехода от НДС к НСП с целью оказания стимулирующего воздействия на развитие перерабатывающих отраслей промышленности России, на основании результатов произведенного анализа осуществить замену НДС на НСП, предусмотрев существенное снижение ставки налога;
- осуществить реформу ЕСН, предусматривающую снижение общего уровня налогообложения фонда заработной платы и переход к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования;
- предусмотреть внесение изменений в систему налогообложения прибыли в части восстановления инвестиционной льготы в размере 50% по налогу на прибыль и применения механизма ускоренной амортизации до 200% как особого льготного режима при осуществлении специальных инвестиционных проектов.
Впрочем, судя по выступлениям представителей трех крупнейших предпринимательских объединений, процесс выработки единой позиции не будет простым.
Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов считает, что выработка предложений бизнеса по совершенствованию налоговой системы необходима. И на сегодняшнем этапе экономического развития страны главным приоритетом в работе КСПСР должно стать совершенствование налоговой системы от сугубо фискального подхода в сторону продуманности, эффективности и незатратности.
По его мнению, смена такого глобального налога в стране, как НДС, необходима, но должна проводиться продуманно, чтобы не вызвать осложнения в работе бизнеса.
Его поддержал вице-президент «ОПОРы РОССИИ» Владислав Корочкин. Переход на налог с продаж он назвал безусловным прогрессом в упрощении системы налогового администрирования, способствующим существенному снижению издержек малых предприятий на оплату аутсорсинга бухгалтерских услуг.
В. Курочкин одобрил не все пункты предложений КСПСР по налоговой реформе. В частности, по его мнению, в интересах повышения конкурентоспособности обрабатывающих производств необходимо увеличить инвестиционную льготу до 100%.
«Все, что идет на развитие производства должно автоматически вычитаться из налога на прибыль предприятия», — пояснил представитель ОПОРы.
Еще один участник дискуссии — замглавы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков с меньшим оптимизмом воспринял предложение об отмене НДС. Не секрет, что крупные сырьевые компании в существующих налоговых условиях достаточно уверенно чувствуют себя в финансовом плане.
Поэтому С. Беляков ограничился обтекаемым замечанием, что РСПП «не все устраивает в НДС». При этом он заверил, что союз готов принять активное участие в совершенствовании существующей налоговой системы. «По крайней мере, в этом вопросе у нас больше сходства позиций с ДР и ОПОРОЙ, чем разногласий. Главное, что при замене одного налога на другой, необходимо тщательно просчитать возможные последствия», — заключил С. Беляков.
По итогам дискуссии В. Корочкин дал следующий комментарий специально для ИА «Альянс Медиа»: «Безусловно, наши позиции с «Деловой Россией» практически совпадают по всем главным вопросам налоговой реформы. Другое дело — позиция РСПП, представляющего крупные компании-экспортеры сырья. Они, безусловно, боятся потерять на отмене НДС. Но думаю, что теоретически возможно достичь взаимопонимания. Тем более, что лоббировать сырьевую направленность РСПП будет невыгодно, в том числе и из политических соображений. Особенно с учетом, что политическая воля государства, судя по выступлению А. Дворковича, направлена в сторону поддержки инноваций, а не продажи сырья».