Министерство финансов выступило с инициативой аккредитации рейтинговых агентств при государственных органах. Об этом сообщил директор департамента финансовой политики министерства Алексей Саватюгин. По его словам, в последние год-два регуляторы рынков и некоторые другие государственные структуры нормативно закрепили требования о наличии у инвестиционных инструментов и управляющих компаний рейтингов.
В России работают три наиболее авторитетных международных рейтинговых агентства — Moody´s (совместно с «Интерфаксом»), Fitch Ratings и Standard&Poor´s. Наиболее же известными отечественными рейтингами являются рейтинги Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), агентства «Эксперт» и агентства «РусРейтинг». Но поскольку никто из них не обладает аккредитацией при госорганах, то и считать их официальными, получается, нельзя.
Правда, до сих пор отсутствие официального статуса никоим образом не мешало участникам рынка ориентироваться на те или иные рейтинги. Например, когда Агентство по страхованию вкладов в качестве обязательного условия для управляющих компаний, которые хотели получить в управление деньги из фондов страхования вкладов, потребовало от них наличия рейтинга не ниже уровня ААА, оно ориентировалось на рейтинг НАУФОР.
Хотя для финансово неискушенной части населения, которая в России, как и в любой стране, составляет подавляющее большинство, подтверждение авторитетности рейтинга государством должно стать своеобразным ориентиром.
Собственно, Алексей Саватюгин называет это в качестве одной из причин, по которым агентства пора признать официально и дать им аккредитацию при государственных органах, «чтобы можно было официально ссылаться на рейтинги не ниже определенного уровня и чтобы было понятно, к каким рейтинговым агентствам обращаться».
Еще одна причина, по его мнению, — усиливающееся влияние российских рейтингов. Если раньше ссылки делались на рейтинги международных агентств, то в последнее время появляются ссылки на рейтинги российских.
По словам чиновника, необязательно аккредитовывать все агентство целиком. Поскольку агентства могут быть не одинаково сильны в разных отраслях бизнеса, то можно обойтись и отдельными, наиболее сильными их продуктами.
Алексей Саватюгин сказал, что «не удивится, если в сентябре представители рейтинговых агентств будут приглашены в Министерство финансов для обсуждения этой идеи с целью понять, как к ней относятся сами рейтинговые агентства и профессиональное сообщество».