В ближайшие 2-3 года необходимо, как минимум, вдвое повысить оплату труда в рыночном секторе экономики и в течение еще 5-7 лет обеспечить ее рост темпами, опережающими инфляцию. Это предложение, на первый взгляд, может показаться парадоксальным. Разве на коммерческих предприятиях мало платят? Тем не менее ученые, вошедшие в экспертную группу РИО-Центра, который разрабатывает программу экономических преобразований в России до 2025 года, считают, что во главу угла должна стать именно реформа оплаты труда. Как же ее провести, чтобы параллельно не «разогнать» и инфляцию? На эту тему рассуждает сегодня в «Российской газете» вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
По его словам, суть предложения РИО-Центра в том, чтобы "понудить" частный бизнес к существенному росту зарплаты своих работников "в обмен" на снижение налогового бремени. Для этого следует отказаться от устаревшего ориентира, каким сейчас является минимальная заработная плата, и перейти к нормативной зарплате, которая должна исходить не из прожиточного минимума, а из социального стандарта нормального воспроизводства рабочей силы.
При этом в частном секторе ответственность за соблюдение этого социального стандарта должна лежать на бизнесе, а в государственном — на государстве.
Рыночная реформа заработной платы и сопутствующие ей изменения — это не борьба с бедностью, считают эксперты, а борьба за эффективность. По «дешевизне» заработной платы России уступают лишь Китай и страны третьего мира. А годовой доход российских работников в 3-4 раза ниже, чем в среднем по Европе. Низкая заработная плата — основной барьер для внедрения в российской экономике высокотехнологичных инноваций, создания эффективного рынка труда.
Соглашаясь в целом с выводами экспертов, И.Юргенс. тем не менее, обращает внимание на пять существенных обстоятельств, усложняющих проведение предложенной реформы.
Первое — это инфляция. Если предпринять резкие шаги к безудержному повышению зарплат, то рост цен съест любые прибавки. Кроме того, не удастся индексировать пенсии из-за недореформированности пенсионной системы.
Второе обстоятельство — это отсутствие способов понуждения частных собственников к повышению зарплаты. Такого понуждения не существует, если только не вводить санкции или дополнительные налоги на тех, кто не повышает зарплаты своим работникам. А как это отслеживать? К тому же каждый предприниматель сам рассчитывает свои издержки, и проверить их — очень сложный процесс.
Поэтому, отмечает И.Юргенс, развитый мир выход из этой дилеммы нашел один — создание сильных профсоюзов и производственных советов на предприятии. Представители трудового коллектива, оценивая реальную себестоимость производимой продукции, в переговорах с собственником достигают согласия по поводу того, насколько и как увеличивается заработная плата. Таким демократическим путем на уровне предприятия, в крайнем случае, отрасли через ежегодные тарифные соглашения и создается система социально справедливой заработной платы.
Третье обстоятельство, которое, по мнению И.Юргенса, следует учесть при разработке концепции реформы заработной платы, — это стандарты воспроизводства рабочей силы. Такие стандарты разрабатывает Международная организация труда со штаб-квартирой в Женеве, а Россия как член этой организации ратифицирует эти стандарты и обязана применять. Об этом должна заботиться Российская трехсторонняя комиссия, в которую входят представители правительства, работодателей и профсоюзов. Если российские профсоюзы борются недостаточно активно, чтобы вывести российскую рабочую силу на международные стандарты, значит, надо создавать такие профсоюзы, которые смогли бы "вытянуть этот воз", считает И.Юргенс.
Четвертое обстоятельство — модернизация системы заработной платы, особенно в бюджетной сфере, неразрывно связана с административной реформой. Сейчас в правительстве обсуждают различные стандарты, которые оценивают работу чиновников по конечному результату. По мнению И.Юргенса, эта работа очень важна, и необходимо, чтобы она прошла во всем государственном аппарате, ведь чиновники — это тоже бюджетники. Поэтому без реформирования, без оценки труда по конечному результату тех, кто получает деньги из бюджета, повышение зарплат будет опять же вбросом денег в топку инфляции.
Пятым обстоятельством И.Юргенс называет опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом производительности труда. Реальные доходы населения, "очищенные" от инфляции, начиная с 2000 года в среднем росли по 9%, т.е. за пять лет на 50%, что совсем не мало, напоминает он.
«Во всем надо максимально сохранять и здравый смысл, и чувство меры. Иначе благие намерения реформы заработной платы обернутся инфляцией, отсутствием трудовой этики, уравниловкой, получением зарплат и доходов без соответствующего трудового вклада. А это уже мы с вами проходили», — напоминает вице-президент РСПП.