Предприниматели, уплачивающие налоги по упрощенной системе налогообложения (УСН), будут обязаны вести бухгалтерский учет, а всем главным бухгалтерам крупных компаний предстоит в обязательном порядке сдавать экзамены на соответствие пока что даже не определенным «минимальным квалификационным требованиям». Такие нормы устанавливаются в подготовленной Минфином новой редакции законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете».
Над реформой системы бухгалтерского учета Минфин работает уже не первый год. Так, в конце 2005 года на официальном сайте ведомства был размещен законопроект, который, по замыслу чиновников, должен был ускорить переход российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В новом варианте законопроекта, который был подготовлен межведомственной рабочей группой, состоящей из представителей Минфина, Минэкономразвития, Банка России и представителей предпринимательских объединений, тема МСФО отходит уже на второй план.
Проблема в том, что из новой редакции законопроекта исчезла норма, по которой предприниматели, рассчитывающиеся с бюджетом при помощи упрощенной системы налогообложения (УСН), освобождены от обязанности вести бухучет. Сейчас представлять в налоговую инспекцию данные бухгалтерской отчетности должны только те компании-«упрощенцы», которые выплачивают дивиденды. Не ведут бухучет и плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которые зарегистрированы в качестве юридического лица, в то время как индивидуальных предпринимателей освободить от этой обязанности Минфин категорически отказывается.
«Упрощенная система налогообложения была создана в том числе и для того, чтобы облегчить учет малых компаний, снизив тем самым их издержки»,— напоминает председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов. Предложенная Минфином поправка сильно усложнит жизнь предпринимателям, работающим по УСН, считают эксперты. «Неправильно заставлять малый бизнес сдавать и налоговую, и бухгалтерскую отчетность: ведь выгода от составления бухотчетности не оправдывает затрат на ее ведение. Мы выступали против этого», — рассказал председатель Национального совета по стандартам финансовой отчетности Михаил Киселев.
Кроме этого, в документе содержится еще одно положение, которое может обернуться проблемами уже для крупных компаний. Так, в статье 6 законопроекта сказано, что для главных бухгалтеров организаций, подлежащих обязательному аудиту (это открытые акционерные общества; фирмы, у которых объем выручки за один год превышает 500 тыс. МРОТ; а также компании, у которых сумма активов на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ), устанавливаются некие «минимальные квалификационные требования». Какими именно будут эти требования, станет понятно лишь после того, как выйдет специальное постановление правительства. «Скорее всего, будут созданы специальные центры, которые за деньги станут проводить экзамены и выдавать аттестаты соответствия главным бухгалтерам, — полагает один из экспертов, не пожелавший называть свое имя. — Хотя особого смысла в этом я не вижу». Однако ведущий аудитор «МЦФЭР-консалтинга» Людмила Чомова считает иначе. «Надо учесть, что это только те организации, которые подлежат обязательному аудиту, то есть это достаточно крупные компании. И профессиональный уровень главного бухгалтера в такой фирме должен быть высоким»,— отмечает эксперт.