Законопроект о совершенствовании налогового администрирования, ранее озвученный как приоритетный для правительства, в Государственной думе все никак не может выйти на финишную прямую. Депутаты даже грозятся внести «изменения в изменения», а именно поправки в 450-страничный пакет поправок в часть первую Налогового кодекса. До майских праздников налоговый подкомитет должен определиться с тем, в каком виде уйдут на рассмотрение бюджетного комитета поправки об администрировании.
На согласования у депутатов и правительства осталось не более недели. По мнению членов экспертного совета по налоговому законодательству думского бюджетного комитета, в некоторых позициях депутаты должны проявить максимальную твердость. Чтобы вновь не править кодекс уже тогда, когда новые правила заработают.
В частности, не исключено, что депутаты будут настаивать на уточнении срока, в течение которого налогоплательщик получит право обжаловать решение налогового органа в порядке апелляции. Сейчас в поправках фигурирует срок десять дней, который, как предполагается, должен гарантировать приостановление исполнения решения фискалов в то время, пока вышестоящая налоговая инстанция или суд будут выносить свое решение.
Экспертный совет предлагает начинать отсчет десятидневного срока с момента ознакомления плательщика с решением налогового органа, так как почтовые услуги зачастую «съедают» практически все это время. Однако правительство скорее всего будет выступать категорически против такой постановки вопроса. Ведь главный аргумент налоговиков в такой ситуации — опасность того, что попавший под подозрение налогоплательщик просто ударится в бега.
Под вопросом до сих пор формулировки, вводящие уголовную ответственность налоговых инспекторов за вынесенные ими заведомо незаконные решения и злоупотребление служебным положением. Если депутаты считают, что не стоит скупиться на введение персональной ответственности инспектора, то в правительстве придерживаются мнения, что в этом деле легко переусердствовать. Ведь в законодательстве формально уже есть положения, позволяющие привлечь любого чиновника (то есть и налоговика в том числе) к ответственности за злоупотребления. Правда, налоговиков что-то пока до сих пор не привлекали — даже тех, которые проверяли в свое время ЮКОС и никакого уклонения от уплаты налогов не выявили.
Не определились стороны до конца и со сроками проведения выездных проверок. Точнее, с основаниями для их продления. И правительство, и депутаты согласны с тем, чтобы перечень оснований был по максимуму исчерпывающим. Однако пока не известно, будет ли он ограничен только лишь необходимостью проведения экспертизы или встречной проверки контрагентов, либо туда войдут и другие основания.
Не исключено, что будут внесены новые изменения и в порядок проведения камеральных проверок. Статьи Налогового кодекса о камеральных проверках депутаты переработали радикально: налоговые органы согласно поправкам в рамках проверки не могут требовать предоставления дополнительных документов, а лишь вправе просить предоставить дополнительные пояснения. Исключением из этого правила предлагается сделать операции по проверкам обоснованности применения нулевой ставки НДС. Тем самым Налоговый кодекс фактически переписывается под сиюминутные фискальные задачи.