Внезапная проверка ОНП: тактика поведения
Любой организации в своей деятельности приходится сталкиваться с контролирующими и правоохранительными органами. Когда это может произойти с вашей организацией? Не нужно гадать! Подготовьтесь к милицейской проверке заранее. Успешный адвокат и сотрудник специализированной юридической фирмы - автор статьи - поможет в этом. Он предупредит вас, чего именно следует ожидать от сотрудников отдела по налоговым преступлениям; когда они могут появиться на пороге вашего офиса; как себя вести и какие документы передавать для ознакомления? А может быть, есть возможность по формальным признакам сразу же оспорить законность их действий?
Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов, осуществляют входящие в структуру органов внутренних дел отделы по налоговым преступлениям (далее - ОНП).
Напрасно бизнес-сообщество воспринимает сотрудников "налоговой милиции" как силовой придаток налоговых инспекций. В действительности они не всегда выполняют исключительно функцию силового сопровождения мероприятий налогового контроля. Сотрудники ОНП могут проводить проверки самостоятельно, а при необходимости - совместно с налоговыми инспекторами.
Если в в деятельности вашей организации используются фирмы-"однодневки", готовьтесь, что эта информация обязательно поступит в ОНП.
Как правило, услугами одной фирмы-"однодневки" пользуются несколько компаний. Таким образом, в ходе проверки одной организации сотрудники ОНП могут выйти на десятки других.
Для подтверждения фиктивного характера создания и деятельности фирмы-"однодневки" сотрудники ОНП проводят ряд стандартных действий. В обслуживающем банке они затребуют банковскую выписку о движении денежных средств по счету; ознакомятся с налоговой отчетностью фирмы-однодневки"; установят личность ее генерального директора, который в последующем будет давать объяснения по вопросам деятельности фирмы.
Другим основанием для начала проверки ОНП может послужить письменное заявление, содержащее информацию о предполагаемом нарушении фирмой налогового законодательства.
Такие заявления, написанные кем-либо из бывших сотрудников, конкурентов и прочих недоброжелателей, представляют опасность только в случае, если в них сообщается конкретная информация о налоговых правонарушениях. В этом отношении наиболее опасны материально ответственные лица и те, кто имеет доступ к финансовой информации фирмы (бывшие бухгалтеры, финансовые директора и др.).
Следующее основание - поступившие из налоговых инспекций материалы камеральных и выездных проверок.
Фискальные органы в случае выявления по результатам проверок фактов уклонения от уплаты налогов на сумму, превышающую 500 тыс руб., передают в ОНП собранные ими материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Правоохранительные органы обязаны принять решение о наличии или отсутствии в поступивших материалах признаков налогового преступления.
Поэтому при обжаловании по вашей инициативе в арбитражном суде решения инспекции о привлечении компании к налоговой ответственности (процедура обжалования может длиться не один месяц) правоохранительные органы вынесут постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако, если арбитражный суд примет решение не в вашу пользу, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется. В этом случае будет вынесено другое - о возбуждении уголовного дела.
Налоговые правонарушения и налоговые преступления имеют сроки давности привлечения к ответственности, которые составляют три года по налоговым правонарушениям (ст. 113 НК РФ) и от 2 до 6 лет по налоговым преступлениям (ч. 1 ст. 199 УК РФ; ч. 2 ст. 199 УК РФ).
Таким образом, руководителям организации приходится нести как налоговую так и уголовную ответственность за налоговые преступления, совершенные несколько лет назад.
Сотрудники "налоговой милиции" проводят проверки компаний на основании мотивированного постановления. Срок проведения проверки ограничен тридцатью днями. Все эти детали прописаны в специальной Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утв. приказом МВД РФ от 16.03.2004 N 177 (далее - Инструкция).
Еще до вынесения постановления о проведении проверки сотрудники ОНП осуществляют подготовительные мероприятия направленные на получение необходимой информации.
Для этого в компанию направляется запрос о предоставлении информации на основании п. 4 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-I "О милиции" и п. 5 ст. 6 Федерального закона РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). Такой запрос называется обычно "Требование о предоставлении информации" и может быть подписан как руководителем ОНП, так и начальником ОБЭП, если спецподразделения по налоговым преступлениям нет в структуре данного территориального УВД.
В случае подтверждения ранее полученной информации о возможных нарушениях налогового законодательства выносится постановление о проведении проверки.
В действительности проверка правоохранительными органами не ограничивается однократным визитом в офис организации. В результате у налогоплательщиков возникают вопросы: что же происходит во время подобного посещения? Проводится ли оно в рамках проверки организации? Какие правовые последствия имеет акт, составляемый по результатам посещения офиса милиционерами?
Мероприятие, проводимое сотрудниками ОНП, называется осмотром (обследованием) помещений (зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств) проверяемой организации. Права сотрудников милиции на проведение подобных мероприятий закреплены п. 8 ст. 6 Закона об ОРД.
По результатам проведения мероприятия сотрудники милиции составляют акт осмотра и акт изъятия (в случае необходимости изъятия у фирмы каких-либо документов). Данные акты не являются актами проверки и отражают только результаты осмотра помещений и перечень изъятых документов.
Оказать влияние на проведение таких мероприятий практически невозможно ввиду отсутствия у компании информации о них, но подготовиться к осмотру, чтобы смягчить его результаты, можно и нужно.
Итак, рассмотрим основные моменты, касающиеся осмотра помещений. Кто-то может вам порекомендовать максимально оттянуть время начала проверки.
При этом, как правило, юристы предлагают использовать для охраны офисных помещений частные охранные предприятия. Они якобы способны задержать милиционеров.
Однако практика показывает, что помочь сотрудники ЧОПа вряд ли смогут. Милиционеры не станут терпеливо дожидаться на входе в офис, пока охранники проверяют их удостоверения и полномочия. Они ведь могут расценить это как препятствие для выполнения задания, полагая, что в это время сотрудники проверяемой фирмы уничтожают документы и компьютерные базы данных. Проверяющие предъявят на пропускном пункте охраны удостоверения, постановление о проведении проверки и проследуют в помещения организации, предложив сотрудникам ЧОПа пройти вместе с ними. И уже внутри помещений предложат сотрудникам ЧОПа осуществить все необходимые действия, направленные на установление личностей и полномочий сотрудников ОНП.
Задерживать милиционеров, применяя физическую силу, охранники не станут. Все известные случаи физического сопротивления людям в форме имели крайне негативные юридические последствия.
Другой рекомендуемый способ - задержать милиционеров с помощью кодового замка или домофона на дверях офиса - также малоэффективен.
При их наличии сотрудники милиции зайдут под видом посетителей, предъявив свои паспорта или водительские удостоверения. Либо дождутся, пока входную дверь откроет кто-либо из сотрудников фирмы.
Задержать сотрудников милиции могут только сложные системы контроля с индивидуальным ограничением доступа.
Приведем характерный пример. Сотрудники ОНП УВД по ЦАО г. Москвы проводили проверку организации "Альфа Трейд" (название изменено). Эта фирма располагалась в двухэтажном здании, оборудованном системой контроля доступа - вход только по электронным пропускам. Милиционеры вошли в помещение вместе с сотрудником организации, который открыл входную дверь при помощи своего электронного ключа. Попытки охранников фирмы воспрепятствовать проникновению игнорировались. Более того, сотрудник организации "добровольно" передал милиционерам свой электронный пропуск. Но оперативно проникнуть на второй этаж здания, где размещались кабинеты бухгалтерии и руководства организации, сотрудники милиции не смогли, так как переданный им пропуск позволял открывать только входную дверь и кабинет конкретного сотрудника.
Серьезные сложности возникают у милиционеров при проходе на режимные объекты, особенно когда деятельность фирмы имеет непосредственное отношение к спецрежиму. В таком случае обследовать помещения организации практически невозможно.
Оказавшись в помещении проверяемой организации, сотрудники милиции обязаны предъявить ее представителю постановление о проведении проверки, в котором предусмотрено право на осмотр помещений.
Ознакомившись с постановлением, представитель организации делает в нем отметку о том, что ознакомлен с этим документом и ему разъяснены его права.
После предъявления постановления сотрудники милиции приступают непосредственно к осмотру помещений компании. Все их действия проводятся обязательно в присутствии двух понятых.
В ходе осмотра милиционеры, как правило, устанавливают личности и должности сотрудников, находящихся в обследуемых помещениях на момент проверки; получают их объяснения по вопросам, связанным с деятельностью организации; проводят ознакомление с правоустанавливающими документами и документами, отражающими финансово-хозяйственную деятельность организации; изучают информацию, хранящуюся на жестких дисках компьютеров и съемных носителях.
В первую очередь сотрудников милиции интересуют:
1) печати или документы с оттисками печатей и (или) подписями руководителей сторонних организаций;
2) черновые записи по финансово-хозяйственной деятельности компании;
3) документы, отражающие взаимоотношения организации с "проблемными" контрагентами (договоры, акты, накладные, счета-фактуры, платежные поручения).
Заместитель начальника УВД по ЗАО г. Москвы по экономической
безопасности____________________________________________________________,
(специальное звание, Ф.И.О., должность лица, назначающего
проверку, наименование органа внутренних дел)
рассмотрев имеющуюся информацию в отношении ООО "_____________________ ",
_________________________________________________________________________
(ИНН______, адрес регистрации)
Установил:
Имеющаяся в ОНП УВД по ЗАО г. Москвы информация в отношении ООО
"________" содержит достаточные данные о нарушении законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах. Руководствуясь п. 35 статьи 11
Закона Российской Федерации "О милиции",
Постановил:
1. Провести проверку организации ООО "______________",
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации, филиала или представительства,
ИНН организации, Ф.И.О. представителя)
2. Поручить проведение проверки_____________________________________
оперуполномоченным ОРЧ при ОНП УВД по ЗАО г. Москвы______________________
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О., занимаемые должности, специальные звания
сотрудников милиции)
а также специалисту-ревизору ГООД при ОНП УВД по ЗАО г. Москвы лейтенанту
милиции________________________________________________________________ .
3. В ходе осуществления проверки провести:
осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных
помещений, других мест хранения и использования имущества; изучить
документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и
торговую деятельность; изъятие отдельных образцов сырья, продукции и
товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз; изъятие
при производстве проверок и ревизий документов либо их копий; истребовать
в пятидневный срок с момента представления соответствующего постановления
заверенные надлежащим образом копии указанных документов.
______________________________________
(подпись лица, вынесшего постановление)
С постановлением ознакомлен(а), право присутствовать при проведении
мероприятий (действий), осуществляемых сотрудниками милиции в ходе
проверки, мне разъяснено.________________________________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя (представителя)
организации (ее филиала или представительства)
________________
(подпись и дата)
_________________________________________________________________________
(данные о замечаниях, предложениях, а также об отказе от подписи
настоящего постановления)
Помимо перечисленного они стараются получить максимально возможную информацию о деятельности организации (ее структура, организация работы, должностные лица, контактные телефоны, используемые в помещениях, филиалах, складах). Подобная информация не отражается в актах осмотра и изъятия, но используется милиционерами при проведении дальнейших мероприятий.
По результатам осмотра составляется акт, в котором фиксируются дата и место его проведения, участвующие в нем лица (сотрудники милиции, представители налогоплательщика, понятые), общая информация об осматриваемых помещениях, обнаруженные документы и предметы с указанием точного места их обнаружения.
Милиционеры наделены правом изъятия подлинников или копий документов (по их усмотрению). При изъятии подлинников с них изготовляются копии, которые заверяются подписями должностного лица, проводящего проверку. Копии документов передаются представителю проверяемой компании. В случае отсутствия возможности изготовить копии с документов или передать их одновременно с изъятием подлинников сотрудники милиции обязаны передать заверенные ими копии представителю компании в течение пяти дней.
Для этого необходимо:
1) использовать в офисе фирмы системы видеонаблюдения с исключением возможности доступа к ним милиционеров;
2) хранить электронную информацию на удаленных серверах с использованием систем шифрования;
3) следить за тем, чтобы представители организаций-контрагентов не хранили и не забывали в вашем офисе печати и чистые бланки с оттисками печатей их компаний;
4) не давать никаких признательных показаний;
5) по возможности использовать услуги аудиторских фирм для текущих проверок, а также в целях исчисления налогов и сборов;
6) своевременно обратиться за помощью к адвокатам;
7) вносить в акт осмотра как можно больше замечаний относительно действий сотрудников милиции - даже в том случае, когда вас уверяют, что "так и должно быть".
Приведем примеры основных нарушений, которые встречаются при проведении осмотров, изъятии документов и предметов:
- проведение осмотра без понятых;
- изъятие оригиналов документов при возможности изготовить с них копии;
- изъятие документов по текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- необоснованное изъятие системных блоков компьютеров или жестких дисков.