|
Галина Маклева, заместитель начальника Главного управления федерального казначейства (ГУФК) Минфина России Роман Артюхин,начальник отдела - главный бухгалтер ГУФК Минфина России Вопросы развития бюджетного учета рассматриваются в первоочередном порядке специалистами Главного управления федерального казначейства Минфина России как основного методологического органа по бюджетному учету и отчетности. Важным и до настоящего времени не решенным остается вопрос о соотношении налогового и бюджетного учета в бюджетных учреждениях. Введение в действие в 2002 году главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации привело к увеличению объема работы бухгалтеров бюджетных учреждений по формированию регистров как бюджетного, так и налогового учета, а также к наличию расхождений по такому важному показателю деятельности, приносящей доход, как прибыль. Поскольку данные налогового учета расходятся с данными бюджетного учета, то следствием этого является снижение значения бухгалтерской отчетности для внешних пользователей - главных распорядителей средств федерального бюджета, налоговых органов, Минфина России. Оставаясь на той принципиальной позиции, что необходим приоритет бухгалтерского учета над налоговым, следует отметить, что существуют резервы их гармонизации - прежде всего в сфере учета расходов и доходов по методу начисления. Динамичное развитие казначейских процедур исполнения бюджетов, укрепление бюджетной дисциплины в бюджетных учреждениях приводят к появлению новых задач, которые необходимо решить в настоящее время. Одна из них - формирование отчетности о суммах дебиторской и кредиторской задолженности по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, при этом имеются в виду суммы задолженности, формируемой как за счет бюджетной, так и внебюджетной деятельности. Кроме того, если ранее основное внимание при приемке и сверке отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета с данными учета органов федерального казначейства Минфина России уделялось соответствию сумм кассовых расходов по бюджетным средствам и эту задачу удалось в основном решить при формировании годовых отчетов за 2001 год, то сейчас следует обеспечить достоверность отражения сводных данных по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В этих целях необходимо предусмотреть наличие отдельного отчета по форме 4 в иностранной валюте. Определенные сроки формирования бюджетной отчетности бюджетными учреждениями являются хотя и сжатыми, но необходимыми для формирования сводной отчетности в срок, установленный для ее представления в Правительство Российской Федерации. Для достоверного и своевременного формирования отчетности бюджетными учреждениями органы федерального казначейства Минфина России должны обеспечить представление выписок бюджетным учреждениям о проведенных операциях и проверку отчетности в самые короткие сроки после окончания отчетного периода. Кроме того, одна из основных задач Главного управления федерального казначейства Минфина России - разработка нового Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления и комплексно решающего вопросы учета всех активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Эта задача поставлена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2003 год". В процессе разработки нового Плана счетов значительно расширен перечень объектов учета и усовершенствована качественная характеристика уже имеющихся объектов. В состав объектов учета включены налоговые и таможенные доходы, акции, принадлежащие государству, земля, недра, иные непроизведенные активы, государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. Разработка Единого плана счетов бюджетного учета - это следствие объединения в нем счетов, предназначенных для учета как в бюджетных учреждениях на основе метода начисления, так и в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета соответствующего уровня. Проект инструкции по бюджетному учету на основе Единого плана счетов четко ориентирован на соблюдение принципа ведомственности - в учете соответствующих главных распорядителей средств бюджета, являющихся одновременно и органами, администрирующими определенные виды доходов, должны отражаться все осуществляемые ими операции независимо от того, производятся они при исполнении сметы на собственное содержание или как органом государственной власти от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации или муниципального образования). В настоящее время План счетов дорабатывается, уточняются характеристики счетов с учетом предложений, поступающих от главных распорядителей средств федерального бюджета и практикующих бухгалтеров. Предполагается, что до конца 2002 года Единый план счетов бюджетного учета и инструкция по его применению будут приняты Минфином России без указания срока введения в действие, который будет определен позднее, после доведения этих документов до всеобщего сведения, доработки существующего программного обеспечения и определения сроков проведения главными распорядителями средств федерального бюджета организационных мероприятий по созданию условий для полномасштабного учета активов и обязательств. Таким образом, в начале следующего года бухгалтеры бюджетных учреждений должны направить свои усилия прежде всего на качественное формирование годовой бухгалтерской отчетности, а начиная со второй половины года - на проведение организационных мероприятий по изучению и поэтапному внедрению нового Плана счетов. В области бухгалтерского учета кассового исполнения бюджетов в конце 2002 года - начале 2003 года будет решаться задача формирования форм отчетности об исполнении бюджетов с новым содержанием. Для органов федерального казначейства Минфина России вводится отчетность об осуществлении операций по счету 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", позволяющая отразить доходы консолидированного бюджета на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и обеспечить контроль за соблюдением нормативов распределения регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы. В связи с предполагаемой отменой с 2003 года осуществления операций по исполнению федерального бюджета с использованием счетов 40102 и 40103 для отражения сумм доходов федерального бюджета будет использоваться отчетность не по форме 600 (часть 1), а указанная отчетность, которой присваивается номер 607. Финансовые органы субъектов Российской Федерации при формировании годовой отчетности и в процессе ее представления Минфину России должны обеспечить проведение инвентаризации финансовых активов и государственного долга. Аналогичную работу необходимо провести и местным финансовым органам, в годовых балансах которых подлежит отражению вся сумма задолженности перед ними, а также их задолженность по привлеченным средствам на возвратной основе.
|