Перерегистрация собственными силами
Второе полугодие 2009 года принесло для обществ с ограниченной ответственностью дополнительные хлопоты. Изменение Гражданского кодекса и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" обязало все ООО пройти перерегистрацию. Попробуем привести свои уставные документы в порядок, и перерегистрировать ООО не прибегая к услугам посредников и специализированных организаций.
Относительно спокойная жизнь обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) была нарушена Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ). Именно им внесены значительные изменения в порядок ведения деятельности ООО в России, и именно он обязал привести учредительные документы таких обществ в соответствие с новыми положениями законодательства. Такое стремительное воплощение новшеств в жизнь, по мнению законотворцев, направлено на защиту собственников бизнеса от рейдерских захватов и упрощение процедуры проведения регистрационных действий в будущем. На самом деле, эта акция больше похожа на пополнение бюджета в виде неналоговых поступлений. Так это или нет, не стоит гадать, а пока делать нечего - надо засучить рукава и заниматься подготовкой документов для перерегистрации ООО.
В первую очередь изменения коснулись состава учредительных документов. С 1 июля 2009 года для ООО установлен единственный учредительный документ - это устав общества (п. 4 ст. 5 Закона N 312-ФЗ). Исходя из требований новой редакции Закона N 14-ФЗ практически всем ООО следует внести следующие изменения в устав:
указать на необходимость нотариального удостоверения сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества;
определить порядок выхода участника из общества и отчуждения доли обществу без получения согласия общества или его участников. Также необходимо установить срок выплаты участнику действительной стоимости доли уставного капитала. Если данное положение не будет предусмотрено в уставе, то будут применяться нормы статьи 26 Закона N 14-ФЗ;
установить порядок определения стоимости доли в случае ее продажи. А именно - будет ли она выражена в твердой сумме или может быть рассчитана с применением одного из критериев - стоимости чистых активов, балансовой стоимости активов, из расчета чистой прибыли или определена другим образом;
изменить положения устава о размере крупной сделки. С 1 июля 2009 года крупной считается сделка, составляющая 25 и более процентов от стоимости имущества общества (ст. 46 Закона N 14-ФЗ). Уставом может быть предусмотрен более высокий критерий оценки крупности сделки. До этого сделки с имуществом стоимостью 25 процентов не относились к разряду крупных.
Если в уставе общества имеются ссылки на положения учредительного договора, то их необходимо из текста исключить. Связано это с тем, что единственным учредительным документом для ООО является устав общества (п. 1 ст. 12 Закона N 14-ФЗ). Следует правильно понимать, что новые требования не исключают возможность заключения (наличие) учредительного договора, просто он не будет являться учредительным документом.
Также следует изменить положения устава, формируемые на основании минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Размер уставного капитала должен составлять не менее 10 000 рублей, а не "не менее стократной величины МРОТ" (п. 1 ст. 14 Закона N 14-ФЗ). Если в уставе имеются положения о критериях привлечения независимого оценщика при определении стоимости имущества, установленные в МРОТ, то их необходимо изменить с "200 МРОТ" на "20 000 рублей" (п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ).
Общества, имеющие размер уставного капитала менее 10 000 рублей, обязаны будут его увеличить до установленной законом нормы.
Помимо этого хочется отметить, что по новым требованиям законодательства устав ООО может не содержать информацию о составе участников и размере их долей. Однако ее наличие не будет расцениваться как нарушение законодательства (разъяснение ФНС России от 9 октября 2009 г. "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ", далее - разъяснение ФНС России от 9 октября 2009 г.). Поэтому данные положения устава можно оставить без изменения, но в дальнейшем смена состава участников будет автоматически требовать корректировки устава.
В результате внимательного изучения устава своего ООО формируется его новая редакция или же оформляются все вносимые в него изменения в виде дополнений.
Новая редакция устава или вносимые дополнения в обязательном порядке утверждаются на общем собрании участников общества. Порядок его проведения установлен статьей 37 Закона N 14-ФЗ. В качестве вопросов, предложенных для рассмотрения общему собранию, следует указать:
- изменение устава общества в соответствии с требованиями Закона N 312-ФЗ;
- утверждение новой редакции устава (дополнений к уставу);
- проведение государственной регистрации устава общества (дополнений к уставу).
Для принятия положительного решения об утверждении изменений необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа участников общества (п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ). Уставом может быть предусмотрена потребность в большем количестве голосов. Итоги общего собрания заносятся в протокол. Единственный участник общества утверждает новые положения на основании решения единолично.
Это важно
Изменения в учредительные документы ООО (общества с ограниченной ответственностью) вносятся на основании решения общего собрания участников общества. Утвержденным считается решение, за которое проголосовало не менее 2/3 участников.
Новый вариант устава подписывается участниками общества или председателем общего собрания.
Общим собранием назначается лицо, ответственное за проведение государственной регистрации изменений.
Действия по изменению учредительных документов подлежат государственной регистрации. На территории Российской Федерации регистрирующим органом является ФНС России (ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Перечень документов для регистрации изменений в учредительные документы установлен в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ:
заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 (Приложение N 3 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439);
новая редакция устава или дополнения в устав (в прошитом виде, с указанием количества листов и подписанная заявителем);
протокол общего собрания (решение) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
документ об оплате госпошлины за государственную регистрацию в размере 400 рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) (подлинник).
Дополнительно можно рекомендовать подать:
заявление о выдаче копии устава (дополнений к уставу);
документ об оплате госпошлины за выдачу копии устава (дополнений к уставу) в размере 200 рублей (за срочную выдачу - 400 рублей) (подлинник). Иначе на руки будет выдано только свидетельство о регистрации изменений.
Налоговики считают, что формы, утвержденные приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, не соответствуют требованиям Закона N 312-ФЗ (письмо ФНС России от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@). Поэтому на сайте ФНС России - можно найти рекомендованную форму заявления о государственной регистрации изменений. При использовании утвержденной формы N Р13001 необходимо будет в графе 2.7 заявления поставить знак "V" и приложить отдельный лист. В нем указывается, что изменения в устав вносятся в целях приведения его в соответствие с Законом N 312-ФЗ.
Внимание
ФНС России считает, что формы, утвержденные приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, не соответствуют требованиям Закона N 312-ФЗ (письмо ФНС России от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@). При использовании утвержденной формы следует соблюсти особый порядок ее формирования. На сайте ФНС России можно найти рекомендованную форму заявления о государственной регистрации изменений.
Этот лист будет являться неотъемлемой частью подаваемого заявления, прошивается вместе с заявлением и подписывается заявителем (п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, далее - Требования к оформлению документов) . Отсутствие данного листа может послужить основанием для отказа в регистрации, так как регистрирующий орган не будет должным образом проинформирован о необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах долей участников ООО (разъяснение ФНС России от 9 октября 2009 г.).
Заявление заполняется в одном экземпляре, машинописным текстом или от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего, черного цвета. Подписывается оно заявителем, а его подпись удостоверяется нотариально. То есть раздел 6 формы N Р13001 заполняется в присутствии нотариуса. Каждый дополнительно представляемый документ, имеющий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован, а количество листов подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требований к оформлению документов).
Заявление может быть подано в регистрирующий орган лично заявителем либо направлено по почте с объявленной ценностью и описью вложения.
По истечении пяти рабочих дней со дня представления документов уполномоченный налоговый орган принимает решение о государственной регистрации и внесении соответствующих записей в реестр юридических лиц или же принимается решение об отказе (п. 1, 2 ст. 11, п. 3 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). При положительном результате инспекция выдает заявителю свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (форма N Р50003) не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации ООО направляется заявителю с уведомлением о вручении (п. 4 ст. 23 Закона N 129-ФЗ). Законом не предусмотрено прямое указание о сроке направления такого решения. Однако такое положение не дает права налоговикам определять сроки произвольно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2006 г. N АЗЗ-6391/06-Ф02-6358/06-С1). Но, несмотря на такую явную недоработку нормы закона, исправить ее законодатели не торопятся.
Отказать в государственной регистрации изменений ООО налоговики могут в следующих случаях (п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ):
непредставление предусмотренных Законом N 129-ФЗ документов, необходимых для государственной регистрации ООО;
представление документов в ненадлежащий налоговый орган;
представление документов после внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации;
несоблюдение нотариальной формы представляемых документов, если такая форма обязательна в соответствии с Законом N 129-ФЗ;
подписание заявления о внесении изменений неуполномоченным лицом;
выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника из общества.
Указанный перечень оснований для отказа является закрытым, отказ по иным основаниям не допускается. Неправомерное решение об отказе в государственной регистрации можно обжаловать в судебном порядке (п. 2, 5 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).
Внимание
Отказ в проведении государственной регистрации допускается только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ "0 государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Неправомерное решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке.
А как же быть тем налогоплательщикам, которые не успеют уложиться в установленный законом срок перерегистрации ООО? Какие санкции будут применять к ним налоговики?
Тут стоит сказать, что, несмотря на ограниченность в проведении срока перерегистрации, Закон N 312-ФЗ не предусматривает никакой ответственности за нарушение этого требования. Сами налоговики на вопрос о мере ответственности и последствиях для налогоплательщиков, не уложившихся в срок, дают весьма уклончивый ответ. Ясно лишь одно - в 2010 году уставы ООО, не прошедших перерегистрацию, будут продолжать действовать в части, не противоречащей новым требованиям Закона N 14-ФЗ (п. 3 ст. 5 Закона N 312-ФЗ). Право на приведение устава к нормам нового законодательства за ООО сохраняется.
Однако не стоит забывать, что если ООО не приведет свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок создания или ведения его деятельности, то общество может быть подвергнуто принудительной ликвидации (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50, п. 2 ст. 61 ГК РФ). При этом Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что суды, рассматривая подобные дела, могут уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству предложить организации привести учредительные документы в соответствие с законом.
Вместе с тем остается вероятность привлечения должностных лиц обществ, не прошедших вовремя перерегистрацию, к административной ответственность по части 3 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. Именно в ней предусмотрена ответственность должностных лиц организации в виде штрафа в размере 5000 рублей за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом. Внести изменения в устав, то есть представить сведения о юридическом лице, обязывает Закон N 312-ФЗ. Скорее всего, именно поэтому налоговики так ласково говорят о правах налогоплательщиков в этом году и быстро вспомнят о своих в следующем. А вот руководителям ООО, своевременно не прошедшим перерегистрацию, остается только надеяться, что наши законодатели назначат более реальные сроки для проведения столь масштабных акций. Хотя если истинными целями данных изменений законодательства является не борьба с рейдерами, а пополнение бюджета в предельно короткий срок, то удивляться сложившейся ситуации нечего - в этом году пойдут пошлины, в следующем штрафы, выгода очевидна. Поэтому перерегистрируйтесь в срок.
Смотрите также: Юридические услуги 129-ФЗ о гос. регистрация юридических лиц Регистрация фирм Реорганизация юридических лиц Регистрация ИП Регистрация ООО Перерегистрация ООО Подготовка документов для регистрация юридического лица Виды услуг по регистрации фирм и ИП
Бухгалтерское сопровождение Ведение бухгалтерского учета Восстановление бухгалтерского учета
|