Комментарий к "Международному стандарту финансовой отчетности для малых и средних предприятий"
9 июля 2009 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) был опубликован долгожданный Стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий (далее "Стандарт")*(1), призванный существенно снизить нагрузку на малый и средний бизнес по составлению отчетности по международным стандартам. Данный Стандарт вступает в силу с момента опубликования и будет действовать как самостоятельный документ наряду с полной версией Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Сфера применения Стандарта. Прежде всего необходимо отметить, что Стандарт не дает никаких количественных критериев отнесения тех или иных компаний к категории малых и средних предприятий, поскольку во многих законодательных юрисдикциях уже существуют свои критерии определения компаний малого и среднего бизнеса. В Стандарте приведено лишь базисное определение понятия "малые и средние предприятия", что согласуется с основным принципо-ориентированным подходом к разработке международных стандартов.
Согласно данному определению, малые и средние предприятия (МСП) - это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. Отдельно в Стандарте указывается, что термин "малые и средние предприятия" применяется и для микропредприятий, независимо от того, публикуют ли они финансовую отчетность общего назначения или нет.
Руководствуясь приведенным определением, каждая страна, решившая применять упрощенный Стандарт для МСП, должна самостоятельно определить, какие предприятия считаются малыми и средними.
По мнению Совета по МСФО, основной категорией предприятий, подпадающих под действие данного Стандарта, являются компании с численностью сотрудников от 10 до 50 человек, однако это могут быть и крупные предприятия, которые не являются публичными, и микрокомпании с численностью сотрудников менее 10 человек.
Целесообразность разработки МСФО для МСП. Основным аргументом в пользу разработки отдельного Стандарта для малых и средних предприятий стали ограничения в финансовых возможностях небольших предприятий по выполнению всех требований составления отчетности, предусмотренных полной версией МСФО. Некоторые различия в типах и потребностях пользователей финансовой отчетности крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса также повлияли на принятие решения о необходимости разработки отдельных стандартов для МСП. Основными пользователями финансовой отчетности МСП являются владельцы, не принимающие участия в управлении бизнесом, и банки, предоставляющие кредиты, а также поставщики, предоставляющие товары в кредит, кредитно-рейтинговые агентства, покупатели, в то время как основными пользователями финансовой отчетности публичных компаний являются инвесторы.
Подход к разработке Стандарта. В качестве отправной точки при разработке Стандарта была выбрана полная версия международных стандартов, принципы которых были существенно модифицированы и упрощены. Все предлагаемые изменения проверялись на полезность получаемой информации для пользователя и на степень минимизации затрат и их сопоставимости с получаемой выгодой.
Так, новый Стандарт объединил в себе все фундаментальные положения Принципов подготовки и составления финансовой отчетности (Framework), а также основные принципы и соответствующие рекомендации по их применению из каждого стандарта и интерпретации, которые были признаны применимыми для МСП.
Среди тем, которые в конечном итоге были полностью исключены из упрощенного Стандарта, полезной представляется отмена необходимости приведения отдельных раскрытий по активам, предназначенным для продажи. Остальные исключенные темы (прибыль на акцию, промежуточная отчетность, отчетность по сегментам) были необязательны для применения, поэтому их отмена не окажет воздействия на отчетность МСП.
В отличие от полной версии стандартов, которая во многих случаях дает возможность выбора между основным и альтернативным вариантами учета, для малых и средних предприятий предусмотрен только один наиболее простой вариант. Существенными изменениями в этой области являются исключение возможности учета основных средств и нематериальных активов по переоцененной стоимости, разрешение списывать на расходы затраты по займам и затраты на разработки независимо от целей понесения данных затрат, разрешение только двух наиболее простых методов учета инвестиций в ассоциированные и совместно контролируемые компании - по сумме затрат и по справедливой стоимости через прибыль или убыток.
Упрощения также проводились в отношении принципов признания и оценки элементов отчетности. В рамках данного направления работы был упрощен учет финансовых инструментов в части их классификации, признания выбытия и учета хеджирования; учет обесценения деловой репутации сведен к начислению амортизации с максимальным периодом в 10 лет и проведением теста на обесценении только при наличии признаков обесценения; учет инвестиционной недвижимости по справедливой стоимости разрешен, если компания может определить справедливую стоимость недвижимости без чрезмерных затрат и усилий.
Среди упрощений требований к представлению информации важно отметить, что при определенных условиях МСП разрешили приводить один отчет о доходе и нераспределенной прибыли вместо двух отдельных отчетов: отчета о совокупном доходе и отчета о движении капитала. Также были существенно снижены требования к раскрытию информации и упрощена система внесения изменений.
В результате всех проведенных модификаций и упрощений, выпущенный Стандарт представляет собой полностью самодостаточный документ*(2) объемом 230 страниц (для сравнения полный текст МСФО без интерпретаций включает 2 325 страниц). Изложение материала организовано по темам и представлено менее сложным языком, чем полный текст МСФО. В целом, Стандарт более понятен в практическом применении, удобен для пользования, однако такое существенное сокращение объема изложения материала не могло не сказаться на качестве получаемой отчетности. Достоверность такой отчетности будет меньше по сравнению с отчетностью, составленной по всем правилам МСФО. Однако если принять во внимание, что недостаточная компетентность и профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов МСП в осуществлении сложных расчетов, требуемых полными стандартами, приводят к искажениям в отчетности, оценить которые стороннему пользователю практически невозможно, то предсказуемое и контролируемое снижение достоверности отчетности представляется оправданным.
Практика применения МСФО в России показала, что ошибки, возникающие из-за сложности методик расчетов или некорректного толкования положений стандартов, допускаются довольно часто, в особенности среди компаний, не имеющих возможности привлечения аудиторов "большой четверки", хотя и подпись аудитора "большой четверки" не всегда дает гарантию отсутствия подобных ошибок. В свете вышесказанного, применение упрощенного Стандарта для непубличных компаний, представляется нам актуальным и целесообразным.
Однако возможности широкого распространения Стандарта в России ограничены. В первую очередь это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство российских компаний, применяющих МСФО, являются крупными публичными компаниями, которые обязаны использовать полную версию стандартов. Остальные компании в основном представлены "дочками" зарубежных компаний, составляющими отчетность для целей консолидации с группой. Хотя дочерние компании имеют право применять упрощенный Стандарт даже в том случае, когда их материнская компания составляет консолидированную отчетность согласно полной версии МСФО, данный Стандарт, скорее всего, не будет использоваться данными компаниями, поскольку для консолидации потребуются дополнительные корректировки, а это приведет к двойной работе.
Полезным Стандарт может оказаться для небольших компаний, составляющих отчетность по МСФО с целью получения банковских кредитов. Сегодня таких компаний немного, однако, снижение издержек составления отчетности по международным стандартам дает возможность небольшим российским компаниям получить более дешевые зарубежные кредиты.
В связи с наступлением мирового финансового кризиса многие компании, которые планировали в будущем провести первичное размещение ценных бумаг на фондовых рынках, отложили на время подобные планы, а вместе с ними и намерения составлять отчетность по МСФО. Применение упрощенного Стандарта сегодня может существенно упростить переход данных компаний на полные международные стандарты в будущем и, в то же время, не потребует больших капиталовложений.
Несмотря на ограниченные возможности применения в России, Стандарт, в силу своих преимуществ, найдет много последователей и будет способствовать дальнейшему распространению МСФО по всему миру.
|